Обнаженная маска

Октябрь 12, 2015 By: admin Category: Разное

«Милостивый государь, милостивый государь, — воскликнул Мармеладов, оправившись,- о, государь мой, вам, может быть, все это в смех, как и прочим, и только беспокою я вас глупостию всех этих мизерных подробностей домашней жизни моей, ну, а мне не в смех! Ибо я все это чувствовать могу…» — цитирует Пиранделло и заключает: «Этот вопль — крик души, крик горького и отчаянного протеста юмористского персонажа, который бунтует против поверхностного причисления его к разряду обычных комических фигур». «Человек невпопад» не может иметь и не имеет определенного характера, как бы он сам ни заблуждался на этот счет.

В юмористской концепции герой определяется как персонаж-маска. Юмористская маска, унаследованная Пиранделло от комедии дель арте, имеет мало общего с традиционной. Пиранделло равно далек как от исторического понимания маски (характер-тип, типофиссо), так и от современного ее употребления (символ).

От комедии дель арте Пиранделло берет лишь идею маскарада-камуфляжа, игры, но переосмысливает ее в духе юмористской рефлексии. В комедии дель арте маскарад неизменен, костюм (маска) равен сути, суть маской исчерпывается. В комедии дель арте надеть маску — значит строго определиться: стать воплощенным дзанни или капитаном. Не то у Пиранделло. Его маска релятивная, это «обнаженная маска», лишенная однозначной определенности. Обнаженная маска не означает просто разоблачения, срывания маски. Одновременно ее функция состоит в воплощении непрерывной, непреодолимой потребности замаскироваться. Обнаженная маска не материальна. Это не костюм, а иллюзорный защитный (но никогда не защищающий) покров, род заблуждения, духовного самообмана, предательски обнажающий тайное и неопределенное.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование