Добродетель от образования

Сентябрь 02, 2015 By: admin Category: Разное

…Отнюдь не трудно будет убедиться в правильности наших замечаний об уродливом состоянии дела просвещения простого народа и о важности и необходимости улучшения этого дела. Велики злоупотребления, творимые в этой области. Известно, что невежество порождает невежество. Оттого, что просвещение тех, кого называют простонародьем, так сказать, недооценивается, происходит то, что и сам народ, выбирая своих учителей, выбирает их плохо; следствием этого является увековечение и усугубление бед, вытекающих из дурного выбора. Если речь идет о выборе школьного учителя или приходского сельского учителя, то прежде всего заботливо проверяют, обладает ли он глоткой, приспособленной для того, чтобы можно было слышать грубые раскаты его голоса даже за стенами храма. Коль скоро удовлетворительный ответ получен, собирают еще кое-какие сведения для выяснения того, способен ли он сносно изобразить так называемые «прописи» и, главное, умеет ли он нацарапать рядом с этими прописями несколько незначительных строчек. Никому не приходит в голову выяснить, умеет ли кандидат хотя бы читать. Если случайно окажется несколько жителей, способных понять, что это и есть самый существенный вопрос, они воздерживаются от того, чтобы его задать, потому что знают, что школьный учитель, умеющий читать, встречается не так часто.

Этим прежде всего объясняется, что народ остается все в том же состоянии невежества, и из-за этого кажется, что он принадлежит к другой породе, чем те, которым посчастливилось получить более правильное воспитание; последние презирают его, а равно и впитанные им предрассудки невежества, жертвой которых он стал по их вине.

Это ставшее привычным злоупотребление, как мы уже упоминали, сохраняется благодаря политике учреждений, интересы которых противопложны интересам народа. Но это весьма жестокая политика! Выдвигают тот предлог, что деревенские жители не нуждаются в большом образовании для обработки своих полей. Это утверждение было бы приемлемо, если бы все люди были только землепашцами. Во времена счастливой простоты, когда это действительно так и было, образование было, вероятно, бесполезно. Представляется, что в дальнейшем оно стало опасным, когда одна часть общества захотела присвоить себе исключительное право на просвещение и использовала свои знания для приобретения над другими превосходства, уничтожившего равенство, честность и установившего те позорные различия, от которых человечество начинает краснеть. Надо было быть образованным, чтобы постоянно защищаться от угнетения. И тот, кто не хотел попасть в категорию униженных, вынужден был интриговать и применять свои личные знания, чтобы самому тоже стать угнетателем простых людей, увеличивая в ущерб последним свою часть великого общего наследия.

Такая необходимость продолжала существовать вплоть до наших дней. Каждый, казалось, старался жить за счет грабежа. Всякое изобретение, осуществленное благодаря просвещению, доставляло средства выйти из трудового класса и жить в изнеженности, т. е. за счет его трудов. Так что если интригующий класс не добился полного и окончательного порабощения класса трудящихся, то это потому, что последний позаботился о том, чтобы тоже получить кое-какое образование, и вследствие этого со временем тоже стал немного интриговать, и в достаточной степени, чтобы оказаться в состоянии отстоять часть своих прав против непомерного властолюбия первых поборников образования.

Итак, доказано, что в человеческом обществе или совсем не нужно образования, или все люди должны получать равное образование. До тех пор пока будет иначе, более хитрые всегда будут обманывать менее хитрых: по тому, что было, мы можем судить о том, что будет. Если бы все люди всегда получали равное образование, если бы они не были в плену глупых предрассудков, столь долгое время мешавших им понять себя и что они собой представляют, никогда большинство не примирилось бы с тем, что меньшинство осмеливается навязывать ему позорные цепи, тяжесть которых время несколько уменьшило, не стерев полностью их следов. Никогда те, кого называют «третьим сословием», не были бы обречены на одни только страдания, чтобы дать возможность наслаждаться тем, кто притязает на возведение себя в первые сословия, никогда не было бы третьего сословия, было бы всего лишь одно единое сословие.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование