Главные компоненты и факторный анализ

Сентябрь 01, 2015 By: admin Category: Разное

В предыдущем разделе мы рассматривали матрицу описаний, состоящую из двух совокупностей измерений — предсказателя и критерия, и изучали связь между этими совокупностями, взятыми как единое целое. Естетственно, возникает вопрос, как анализировать измерения, образующие единую совокупность, при отсутствии измерений, которые считаются критерием. Несомненно, что такая совокупность измерений имеет некоторую внутреннюю структуру, и задача состоит в раскрытии этой структуры. Для этой цели и разработаны процедуры, которые носят общее название факторного анализа» В последние годы под факторным анализом понимается и меїод главных компонент, который ранее рассматривался как особая процедура многомерного статистического анализа.

Это отчасти объясняется тем, что метод главных компонент для многомерной нормальной совокупности сводится к хорошо известным методам линейной алгебры,и поэтому достаточно обоснован теоретически. Этого нельзя сказать о собственно факторном анализе, в котором только при определенных условиях можно получить однозначное решение, и, главное, критерии значимости не являются строго обоснованными, что с математической точки зрения является большим недостатком факторного анализа.

Тек не менее с точки зрения педагога и психолога собственно факторный анализ является более адекватной процедурой многомерного анализа. Для этого существует много причин. Практическому применению метода главных компонент часто препятствует невозможность количественного измерения переменных, в то время как факторный анализ исходит из коэффициентов парной корреляции, которые, как известно, можно вычислить и для качественных переменных. Но главное заключается в «жесткости» метода главных компонент; часто просто невозможно интерпретировать полученные результаты, в то время как факторный анализ, дающий неоднозначное решение, оставляет за педагогом или психологом право исходить из содержания анализируемых переменных, интерпретировать их наилучшим для принятой теоретической концепции способом. Дело в том, что анализ, описываемый в данном разделе, характерен для поисковых исследований, ставящих своей целью построить некоторую гипотетическую модель педагогического или психологического явления. Для этой цели многовариантность решения лучше, чек «жесткое» одновариантное решение, получаемое методом главных компонент.

Общее в методике главных компонент и в факторном анализе то, что исследователь с их помощью надеется сократить число первоначально взятых переменных без существенной вотери информации. Вообще говоря, это-цель любого научного исследования; но деятельность и поведение людей характеризуется очень большим количеством различных показателей, и если бы они не определялись какими-то более общими характеристиками, управляемое формирование личности стало бы невозможным. Так как практика показывает реальность направленного воспитания и обучения, то нет сомнения в существовании сравнительно небольшого количества основных свойств личности. Поиску таких главных, независимых друг от друга свойств и служит факторный анализ, а также метод главных компонент. Ко, конечно, это не единственная сфера применения этих процедур многомерного анализа в психологических и педагогических исследованиях; вообще говоря, они применимы во всех случаях, где возникает необходимость выделить общее в частном, обобщить ряд эмпирических наблюдений, увидеть то, что является закономер- ным в случайном.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование