Разумные размеры

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

Методы общеобразовательные, которые имеют целью повести далеко своих учеников в их общем и научном развитии, нельзя прямо и просто прилагать к такого рода заведениям, как школы для мастеров, памятуя и то, что мы и умственным развитием их не пренебрегаем: ведь не одно классное учение развивает; и мастерская с ее работой есть важный материал для развития, и если школа будет объяснять ученику происходящие при его работе процессы, то этим тоже достигается умственное развитие и возмещается то, что может быть потеряется при не слишком систематичном преподавании. Впрочем можно считать признанным, что успехи учеников идут далеко не пропорционально с количеством учебных часов, даже часто напротив, потому что физический закон переполнения существует для нашего мозга, также как и для всякого другого сосуда, и когда это переполнение случится, то одной капли достаточно, чтобы вылилось многое из прежде туда влитого: память нагружена — рассудок тупеет.

Если мы таким образом установим разумные размеры теоретического преподавания для мастеров, то в таком случае для введения его не встретится серьезных препятствий в недостатке времени, так как оно будет не роскошью, а настоятельной потребностью; напротив того, необходимость этого школьного преподавания для начинающих рабочих указывается и физическою необходимостью: в промышленной жизни, в жизни рабочего сословия, нет, правда, и материальной возможности слишком отдалять время вступления в действительную жизнь, время заработка, для продолжительного посещения школы; но, с другой стороны, государство обязано смотреть за тем, чтобы не слишком рано и не на слишком тяжкую работу употреблялись дети. Отсюда происхождение законов о работе малолетних, которые однако делятся на двоякого рода постановления: до известного возраста совершенно возбраняются всякие работы, после же известного возраста и до другого определенного возраста допускается работа только в течение половины рабочего времени. Чем же занять другую половину? Здесь и являются на помощь школы, и отсюда происхождение столь популярных в Англии полуденных школ.

Сказанное об образовании тех деятелей, которые в производстве участвуют ручным трудом, может быть выражено в следующем тезисе: техническое образование должно и может быть дано им одновременно с приучением их к ручному труду и без препятствия даже заработку в таком размере последнего, который бы не был гибелен для их здоровья.

Теперь обращусь специально к преподаванию ремесел в так называемых низших технических школах. Здесь встречаются четыре различные взгляда на предмет. Иные требуют введения преподавания ремесел во все начальные народные школы; другие требуют, чтобы преподавание это начиналось по окончании курса народных школ и производилось в особых для того устроенных заведениях с мастерскими; третьи совершенно отрицают необходимость подобных школ, в особенности с мастерскими, и предлагают заменить их полудневными школами; четвертые, наконец, требуют открытия школ с обучением мастерствам для тех, которые уже провели два или три года в ученичестве.

Каждый из этих взглядов имеет своих защитников и имеет много за себя, и когда дело идет об основании школ, то нужно себе прежде всего выяснить, при каких условиях тот или другой вид школ уместен.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование