Технические учебные заведения

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

Все те, которые знакомы с высшими техническими школами, очень хорошо знают, что от поступающих в высшие технические заведения требуются, собственно, не те знания, которые приобретаются в средних технических заведениях: ценятся нравственная зрелость вступающего и его общее умственное развитие; поэтому уж одному, классическое деление неприменимо для технических учебных заведений. Обращаясь к самой сущности дела, мне кажется, нужно отметить две существенные и важные категории промышленных деятелей: к первой принадлежат все те, которые участвуют в производстве своими указаниями, изысканиями и распоряжениями; это — инженеры, техники, химики и пр. лица, которые работают головой, надзором, но не руками; и есть другая, весьма отличная, категория деятелей, где главным образом обращается внимание на ручной труд.

Говоря о технических учебных заведениях, эти две различные категории технических деятелей и нужно иметь постоянно в виду и прежде всего, при учреждении каждой технической школы, нужно себе сказать, для какого рода деятелей мы эту школу устраиваем. Поэтому, прежде чем идти дальше, постараюсь сейчас же решить вопрос, нужно ли изучение ручных приемов для будущих распорядителей с одной стороны, а с другой стороны — нужна ли теоретическая подготовка для тех, которые впоследствии будут работать руками.

Прежде всего позвольте взять этот второй вопрос, так как он разрешается гораздо легче и относительно его нет недоразумений.

Все согласны, что техническое образование не имело бы места для рабочих, если бы оно не достигало каких- нибудь результатов, и все согласны в том, что эти результаты должны состоять в более сознательном отношении к делу, в понимании назначения орудий, значения приемов, и что потому необходимо их теоретическое объяснение. Как далеко идти в этих теоретических объяснениях — в этом взгляды могут расходиться и, к сожалению, действительно расходятся, но здесь-то именно и место опять возвратиться к сказанному выше, для чего мы готовим? Если мы готовим людей для ручного труда, то не нужно забывать, что им нужно не одно только школьное развитие, но нужно и приучение их к труду и к настоящей жизни. Не следует забывать в учащемся и человеческого достоинства и необходимо его приучать становиться на свои собственные ноги.

…Здесь, конечно, дело не в каком-нибудь произвольном ограничении лет пребывания, здесь дело идет глубже, и, раз условившись в тех занятиях, которые мы должны сообщить согласно с целью, к которой идем, мы должны и выискивать напр, такие методы преподавания, которые, давая знания существенные, в то же время были бы легко усвояемы. Небольшая педагогическая практика дает уже довольно сильные для того указания; чтобы не ходить далеко, я могу указать, что, в параллель с трехлетним курсом гимназии по начальной геометрии, в школах Общества практикуется однолетний курс с достаточным успехом и этот курс будет вполне достаточен, если в приготовительном классе будет уделено время для ознакомления учеников с начальными понятиями по геометрии. Разница та, что здесь вместо доказательств так называемых аналитических, требующих большого отвлечения в ученике, большого напряжения его умственных сил, практикуется метод наглядных доказательств. Другой пример: обыкновенно на четвертый или пятый год обучения черчению, ученики приучаются к снятию с натуры, а мы это делаем в первый же раз, как ученик приходит в класс. Результаты получаются изумительные, и они легко объяснимы, потому что таким образом учащийся немедленно становится к живому, его интересующему делу; ему не приходится, неизвестно для чего, проводить черты и линии и очерчивать, как это неоднократно применяется, весьма сложные чертежи, не понимая для чего та или другая часть служит и даже не умея себе представить, что это такое он, так красиво, на ватманской бумаге изображает. Эти указания, которые, конечно, могли бы быть проведены по всем курсам, мне кажутся достаточными, потому что цель моя указать не программу, а только на сущность дела.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование