Развитие производств

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

При нынешнем развитии производств современное общество поглощает эти продукты, и обращаться к старому было бы безумством: можно с уверенностью сказать, что если бы мы все продукты, которые по всему свету приготовляются ныне, захотели сделать руками, то миллиардов рук человеческих не хватило бы на все это производство.

С введением машин освободилось очень много рук, однако прошло, и теперь, с введением каждой новой машины, проходит довольно много времени, пока руки эти находят себе занятие, а до того они ничем не обеспечены.

Вместе с тем изменился радикально и характер производств; при цеховом устройстве мастер был вместе с тем и хозяином; при машинном производстве хозяином явился капиталист, и производство получило характер капиталистический, которого прежде не имело; отсюда возник пролетариат и рабочий вопрос со всеми его огромными последствиями, и — не увлекаясь никакими теориями — достаточно читать газетные известия, чтобы видеть, какое положение должно переносить в наши времена рабочие, голодающие не только на словах, но и на деле. Отсюда нельзя не понять горькой иронии тех, которые, констатируя переворот, совершившийся в конце прошлого столетия, говорят, что наступила свобода умирать с голоду! Положение серьезно: и экономисты, и государственные люди современной Европы не скрывают от себя, что нужно обеспечить понемногу положение рабочих, вызывая промышленность на пожертвования для домов, школ, ссудосберегательных товариществ, производительных и потребительных ассоциаций. Не в моих рамках останавливаться теперь на этом вопросе. Техническое общество уже не раз возбуждало его, и скоро, благодаря сообщению г. Лоранского, мы будем иметь случай опять говорить о нем; я указал только на экономическую необходимость этого дела, и чтобы перейти ближе к вопросу о ремесленном образовании и показать, какую же роль играет в этом случае это самое техническое образование, я остановлюсь на таком положении, как на совершенно доказанном: Что бы мы (помимо благотворительности) ни предлагали для улучшения быта рабочего сословия, оно будет возможно только тогда, если будет увеличена заработная плата: чтобы сделаться членом какой-нибудь ассоциации или иметь воз можность класть деньги в рабочую кассу или на покупку дома, чтобы посылать сына не в мастерскую, а в школу, нужно, чтобы у рабочего был избыток.

…Здесь то и должно явиться на помощь техническое развитие и техническое образование, потому что оно естественным и законным путем увеличит, без насилия для другой стороны, заработок рабочего, давая в его руки производство более прибыльное, научив его умело обращаться со снарядами и машинами и подвинув его со звания рабочего в звания подмастерья и мастера.

Вот почему во всей Европе обращено такое сильное внимание на техническое образование: оно является средством парализовать социальное зло; оно же является и средством найти работу на случай новых завоеваний машинного производства: технически подготовленный рабочий лучше найдется и около новой машины, и у новой отрасли труда.

Этим я, конечно, и ограничу свои замечания о том общественном значении, которое имеет, по-моему, техническое образование, и обращусь к его видам.

Обыкновенно, когда говорят об учебных заведениях, то какой-то классический предрассудок делит их на низшие, средние и высшие. Это деление установилось и имеет законное право существовать, если мы говорим об общеобразовательных заведениях; там оно совершенно понятно: никто не может переходить в среднее, не пройдя низшего, и в высшее, не пройдя среднего; все равно — будет ли проходить его в школе или дома. Но в техническом образовании дело совершенно становится иначе, и было бы странно даже, если б мы низшие и средние технические школы считали необходимой подготовкой в высшие технические учебные заведения.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование