Правильная постановка, общественное значение и экономическая сторона технического образования

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

В прошедший раз, при сообщении Д. А. Лачинова, я заметил, почему наша Комиссия редко имела случаи делиться тем, что в ней вырабатывалось, с обществом; но бывают моменты, и теперь именно один из этих моментов, когда еще раз приходится проверить свои взгляды, когда мы, устроив школу десятников, решаемся открыть школы ремесленные и, наконец, решаемся заняться профессиональным образованием женщин.

В этих видах я и позволяю себе сделать это сообщение, в котором постараюсь развить те соображения, какие при 30-летнем занятии моем этим делом являлись везде и повсюду; и хотя я лично принимаю ответственность за все, что скажу, но было бы слишком смело, если б я стал приписывать себе одному те идеи, которые буду высказывать. Я имел случаи советоваться со многими, и, в течение почти десяти лет существования школ, исполнялось многое, что принадлежит не мне: конечно, многим я позаимствовался от почтенных сотрудников моих — инспекторов и учителей школ.

В экономическом отношении два факта, два момента отделили жизнь новейшего общества от жизни общества средневекового: это, во-первых, уничтожение цехов и, во- вторых, введение машин.

Распространяться о недостатках цехового устройства было бы излишне. Оно часто стесняло свободу личную и свободу производств, ограничивая рамки последних, ограничивая их число и сумму, заставляя держаться старых способов работы. Цитирую указ цеха одному городу, где были введены уже так называемые волочильни для вытягивания проволок. Этот цех запретил впоследствии волочильни и велел проковывать проволоки и производить их с помощью ударов молотка для того, чтобы не оставить многих рабочих без работы. Французская революция уничтожила цехи, и это была необходимость времени, но нельзя не указать на те стороны цехового устройства, которые тоже упали с уничтожением цехов и которых недостаток сильно чувствуется ныне в рабочем сословии. Цеховое устройство, принимая раз человека в свои недра, обеспечивало его затем на всю жизнь: оно его кормило, когда он был учеником; оно его ставило на ноги, оно выдерживало в нем характер; затем, оно его не оставляло ни в болезни, ни в старости, иногда даже слишком много заботилось о его быте; но, кроме личного обеспечения, с другой стороны оно усердно заботилось об его образовании. И не должно думать, что это образование было сколько-нибудь односторонне: существуют в различных актах правила, что нужно было сделать для того, чтобы достигнуть звания мастера. Оказывается, напр., что требовалось не только, чтобы мастера исполняли так называемые Meisterstiicke (трудные задачи), но чтобы они исполняли и рисунок, и всю работу; и только после строгого исследования изготовленного ими продукта они получали право открыть собственную мастерскую. Но этим не кончалась еще вся опека, которая лежала на мастере: всякое изделие, выходящее из мастерской, непременно должно было иметь штемпель и не прежде выдавалось в руки покупателя, чем цех находил его доброкачественным.

Естественно, что с уничтожением цехов явилась масса других изделий, того, что французы называют camelotte. Все те ученики и подмастерья, от которых требовалась прежде искусная работа, сбросили с себя эти путы, стали работать дешево и доверие к ремеслу упало. И в самом деле, если мы сравним памятники средневекового мастерства с произведениями новейшего, то увидим, что последние очень далеки от первых. Но независимо от отсутствия того совершенства в изделиях, которое существовало при цеховом устройстве, важно здесь обратить внимание на то, что нынешнее рабочее состояние с уничтожением цехов лишилось того обеспечения, которое имело и которое люди интеллигентные стараются создать для него опять с помощью разных касс, товариществ и пр.

Другой важный фактор — введение машин, о котором распространяться было бы слишком долго. Уничтожить машины, уничтожить культуру невозможно; но чтобы показать, какое влияние машины могли иметь и имеют на рабочее сословие, сообщу, что на самодействующей мюле считают 600 веретен, и что на двух мюлях работает один подмастерье, а с ним двое подростков; так как эти мюли имеют 1200 веретен, то, значит, один рабочий с двумя подростками заменяют собою 1200 прядильщиц.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование