Элементарная школа

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

…Кто задумывается над тем, не обязаны ли мы низшие классы гимназии вести таким образом, чтобы программа их, оставаясь общеобразовательною, воспитывающею и развивающею, принимала в расчет требования практической жизни — не сочиненной, не химерической, но действительно окружающей гимназистов, из которых большинство не проучится более четырех-пяти лет? Казалось бы, что не может быть двух ответов на этот вопрос, а устройство пе- дагогически-ремесленных мастерских при младших классах гимназий послужило бы одним из средств к сближению школы с жизнию; оно очень пригодилось бы и всем тем гимназистам, которые пройдут через все классы гимназии и курсы университета. Ведь если вдуматься в преподавание рукоделья в женских гимназиях, то невозможно не признать за преподаванием этой отрасли знаний характера уступки требованиям практической жизни; почему же не сделать для мальчиков того же, что мы делаем для девочек, только в том виде, как того требует призвание мальчиков? И какое спасибо сказали бы нам эти последние, если бы курс гимназии в младших классах был организован так, чтобы питомцы их могли внести в мастерские, в которые, быть может, бросит их судьба после нескольких лет гимназического обучения, развитой глазомер, умелую руку и воспитанный вкус изящного. Очень нередко, только довольно поздно, выясняются склонности ребенка, и не обязаны ли мы, не специализируя занятий слишком рано, давать гармонически-цельное воспитание так, чтобы по возможности многие пути оставались для ребенка открытыми возможно больше? Но, вводя ремесло в состав общеобразовательного элементарного курса, мы никогда не должны упускать из виду того, что главнейшая задача школьной мастерской остается педагогическою, а потому исключает всякие поделки, которые, давая слишком мало воспитанию и развитию, имели бы только экономическое значение…

…Но пора перейти к вопросу о том, как осуществить разумно организованную мастерскую при элементарной школе с продолжительным курсом обучения, т. е. при элементарных классах гимназией. Во-первых, где взять время на работу в мастерской, ведь нащи ученики и без того обременены занятиями? Начать с того, что если затратить получасовую рекреацию на мускульный труд, донельзя занимающий детей, то мы не только наполним ее производительно для детского здоровья и всестороннего развития, но и выиграем за шесть дней уже три часа времени. Но еще важнее то, что те элементарные школы с многолетним обучением, которые из шести учебных часов в день отдали два работам в мастерских, заменив часовые уроки получасовыми, или лишь немного более продолжительными, уже успели из опыта убедиться в целесообразности такого преобразования: от сокращения продолжительности уроков, с добавлением рекреации, получились два часа ежедневно для занятий в школьной мастерской, и от этого нисколько не пострадали собственно научные успехи, учебная программа нимало не урезана; все это оказалось возможным потому, что ребенок, прослушавший два урока и затем два часа, с отдыхом, посвятивший мастерской, с охотой и свежестию возвращается к классным занятиям по наукам. Какой отрадный контраст по сравнению с зевотой, слипающимися от сна глазами учеников, которыми вдохновляются в настоящее время наши учителя, не признающие в дитяти детской природы и в младших классах гимназии — элементарной школы!.. Итак, приурочение к элементарной школе мастерских вовсе не предполагает увеличение и без того значительного числа учебных часов…

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование