Чешский педагог

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

Уже в семнадцатом веке знаменитый чешский педагог, отец новейшей педагогии, Амос Коменский (1592— 1671 г.) требовал того, чтоб ученики элементарных школ научались «от ремесленников, в общих чертах, главнейшему из каждого производства, хотя бы для того, чтоб они не оставались в неведении того, что происходит в жизни, а также для того, чтобы впоследствии могли легче обнаружиться природные склонности и призвание каждого». Локк, в конце того же семнадцатого века, советует упражнять школьников в ремеслах плотника, столяра, резчика и проч., в садоводстве и сельскохозяйственных работах — в интересе здоровья и физического развития.

Руссо, в прошлом веке, настойчиво требует от воспитываемого им Эмиля, чтобы тот изучил какое-нибудь ремесло, и Эмиль действительно научается, на бумаге, владеть молотком, подпилком, рубанком и лопатой; он не достигает лишь навыка, который приобретается уже после школы и который требует времени. Но как ни велика заслуга Руссо, установившего во многих отношениях верные идеалы воспитания, а крайне было еще далеко от правильного выяснения принципа до осуществления его, и соединение педагогически-ремесленного образования с научным, удавшееся Руссо на бумаге, на деле еще не скоро воплотилось в плоть и кровь и не мало потрачено усилий на размышление о том, как сочетать классную работу с мастерской, как ввести классное преподавание в мастерскую, чему именно обучать в мастерских начальных школ для того, чтоб осуществились идеалы Амоса, Локка и Руссо. Даже Песталоцци (1746—1827), деятельность и учение которого до сих пор служат краеугольным камнем всех мыслящих педагогов нашего времени, не удалось осуществить на практике сочетание педагогически-ремесленного обучения, педагогически-производственной ремесленной мастерской с общеобразовательным курсом начальной школы; и Песталоцци не пошел дальше верного выяснения идеалов, состоявших в возможно большем сближении школы с жизнью, в возможно более гармоничном развитии души и тела, в возможно большей близости общеобразовательного, не утилитарного воспитывающего учебного курса к потребностям практической жизни.

Только целым рядом опытов удалось, и то в новейшее лишь время, выработать такой тип элементарной школы, в которой мастерская, восполняя общеобразовательный курс и содействуя к уразумению его, в то же время представляет для детей, по разнообразию труда, благодетельный отдых от работы головой и подготовляет их к могущему предстоять им занятию в экономически производительной мастерской… Особенное значение в Европе приобрели в этом отношении успехи, достигнутые в Дании и Швеции, где начальные общеобразовательные, не специально ремесленные школы, занимающие детей ремесленными поделками, получили наибольшее распространение. Во главе этого движения в Скандинавских государствах, к которому присматриваются в настоящее время все европейские государства, не исключая и нашего отечества, стоит г. Клаузон-Каас, применивший впервые свой метод к собственным детям, затем попытавшийся водворить ремесленные детские поделки в семействах, желая воспользоваться производительно досугом длинных зимних вечеров и затем перенесший свою пропаганду и на начальную школу.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование