Психологи и педагоги

Сентябрь 01, 2015 By: admin Category: Разное

Известно, что усвоение любого учебного материала можно проверять в различных аспектах: требовать от учащихся простого его воспроизведения, включать в задания необходимость использования тех или иных приемов мыслительной деятельности, делать упор на самостоятельность мышления, требовать самостоятельного применения знаний на практике и т.п. К сожалению, до настоящего времени только содержание научных знаний и некоторые аспекты их применения безусловно включаются в разряд целей обучения. Что касается умения самостоятельно мыслить., то это остается пожеланием, которое может быть реализовано учителем, но может и игнорироваться им. Чаще всего мыслительная деятельность учащихся рассматривается как средство или условие успешного обучения и включается в разряд методических рекомендаций, а не целей обучения.

Допустим теперь, экспериментатор, проверяющий некоторое разработанное им содержание или методику обучения, созна- I тельно включает в разряд целей развитие тех или иных сторон мыслительной деятельности и желает показать, что разработанная им система обучения лучше, чем «обычная», которая понимается как включающая в цели обучения только знания, умения и навыки по данному предмету, а умение мыслить рассматривающая как естественный результат обучения, не требующий специальных усилий педагога. В подобном случае сразу возникает проблема, что понимать под результатами обучения. Если проверять овладение учащимися теми или иными приемами мыслительной деятельности, измерять уровень умения мыслить (конечно, на основе материала по данному предмету), то сопоставление экспериментальных и контрольных групп теряет смысл. В лучшем случае исследователь доказывает, что учащиеся лучше научатся мыслить, если их этому сознательно обучать. Но это положение сейчас настолько общепринято, что ее проверка в научном отношении бесплодна.

В качестве факторов успешного обучения чаще всего рассматриваются способности, как общие, так и специальные. Советские психологи считают, что способности развиваются в жизни и деятельности индивида, поэтому каждый психически здоровый ребенок способен овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Но , как указывает В.А.Крутецкий, из этого не следует, что всех учеников можно научить достаточно легко: один добивается высоких достижений без особой затраты труда и сил в сравнительно короткий срок, другой при всем желании и старании не может подняться до того же уровня, или это сопряжено у него с большим трудом; в этом смысле и говорится об индивидуальных различиях в способностях учащихся.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование