Чартистская программа

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

…Для того, чтобы дать народу образование, мы должны сначала накормить его, а уже затем думать о его интеллекте. Прежде чем воздвигать крышу, необходимо заложить фундамент. Это соображение сразу же опровергает тот никчемный предлог, что прежде чем предоставить народу избирательное право, следует его сделать образованным… На самом же деле народ должен получить избирательное право до того, как сможет стать образованным, ибо он должен вначале получить политическую власть для того, чтобы ликвидировать причины своего обнищания, при наличии которого право на образование подобно капле в море…

Слова «принудительная обязанность» вызвали возражения. Буржуазная пресса говорила нам: вы хотите сделать всех свободными, а образование строите на принципе принуждения. На это мы отвечаем: образование является необходимым спутником свободы. Если вы не предоставите народу право на просвещение, он останется рабом. Свобода даст нам право на образование, а образование, в свою очередь, поможет нам завоевать свободу. Требование, которое мы предъявляем к родителям — давать своим детям элементарное и бесплатное образование, — внешне кажется тираническим, однако такое образование защитит детей от эгоизма, пороков и тирании родителей. Теперь родители принуждают детей к преждевременному тяжкому труду, который поглощает всю их жизнь только для того, чтобы увеличить скудный заработок семьи. Наши требования запретят эксплуатацию детей.

Нам могут снова возразить: «При вашей политической системе все были бы обеспечены, нищета искоренена, а следовательно, не было бы повода для подобного поведения со стороны родителей». Правильно. Однако даже при обеспеченности семьи мы не можем рассчитывать на абсолютное искоренение эгоизма, жадности при склонности к безделью некоторых родителей, а следовательно, и попыток с их стороны принуждать своих детей к труду, пренебрегая их образованием и разрушая их здоровье. Этот закон не нападает, а, напротив, защищает, он не более деспотичен, чем закон против воров, убийц и пьяниц. Это — закон против невежества; невежество не менее опасно для общества, чем воровство и убийство, ибо невежество порождает всякий грех на земле. Если собственность имеет право на защиту от грабежа, то и знание имеет право на защиту от невежества. Предупреждение — лучшее лекарство, именно по этой причине нужен принудительный характер элементарного образования.

«Образование в высших областях знания должно также быть бесплатным, но не обязательным». В настоящее время образование является монополией богатых. Чтобы получить хорошее образование (не говоря уже об университетском), надо иметь много сотен фунтов стерлингов. Это недоступно бедным, и все же богачи, сами же отстранив народ от образования, издеваются над его невежеством. Общество не выделяет никаких пожертвований на образование, а школы типа христианских, созданных якобы в целях обучения детей бедных, никуда не годятся, и это дешевое образование, которое было предназначено для детей бедняков, там получают теперь дети среднего класса. Такая монополия на образование должна быть уничтожена.

Газета «Таймс» резко осудила также последний пункт раздела нашей программы об образовании. Этот пункт гласит следующее: «Необходимо открыть промышленные школы, где юношество обучалось бы различным профессиям. Это необходимо и для того, чтобы таким путем постепенно ликвидировать нынешнюю систему ученичества».

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование