Какой же вывод можно сделать из сказанного?

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

Довод, который противопоставляется моему доводу, неверен во всех отношениях. На самом же деле, если рабочий испытывает большее умственное напряжение, выполняя свою ежедневную работу, он проявит ум и вне работы; и наоборот, чем меньше будет его умственное напряжение на работе, тем более ограниченным в своем развитии он будет за пределами своей работы. Это правило. Хотя я знаю и исключения из этого правила. Например, я знаком с одним типографским служащим. Целый день он сидит у печатной машины и при каждом обороте цилиндра вставляет в нее лист чистой бумаги, на которой получаются оттиски, затем возвращает этот лист другому служащему, сидящему сбоку от машины. По-моему, такая работа является самой отупляющей, самой нудной из всех, которые можно себе представить.

Так вот, у этого служащего, о котором идет речь, эта работа не вызывает никаких отрицательных эмоций. Напротив, она ему даже нравится. Подставляя листок в машину, он сочиняет небольшие литературные произведения. Тем, кто считает, что за пределами выполняемой им работы интеллект рабочего может развиваться, я отвечу: это серьезное заблуждение.

Если интеллект рабочего, который вынужден выполнять механическую работу, развит незначительно, он тупеет, и рабочий неизбежно опустится, превратившись в придаток к машине. Однако если ум рабочего живой, если он противится удручающей атмосфере машинального труда, он восстанет против того, что принуждает его выполнять столь монотонный труд, превращающий человека в животное…

Упрощая труд — а это станет возможным, когда большую часть работы станет выполнять машина, — человеческий гений должен сделать еще очень многое, прежде чем машина заменит человека во всех видах труда, которые пока еще унижают его. Мы знаем, как медленно делаются изобретения, с каким трудом они приобретают право гражданства. Нам известно также, как боится рабочий машины; особенно же боится ее тот, кому в его упрощенной работе она особенно необходима, он боится «нашествия» машины на свою деятельность. Машина угрожает ему тем, что может вытеснить его своим железным механизмом.

Следует дать классу трудящихся профессиональное образование; необходимо далее совершенствовать машины, которые заменили бы собой труд человека. Наиболее образованный рабочий постарается использовать все свои способности, чтобы участвовать в изобретении механизмов, способных заменить руки человека. Этот рабочий поймет, что машина, если она и придет на смену отупляющему труду человека, не сузит, а, напротив, расширит поле его деятельности.

Согласимся же на разделение труда там, где это необходимо, с использованием машин в самых простых видах труда, и потребуем для рабочих такого образования, которое не только спасет их от отупления, но которое побудит их найти способ управления машиной вместо того, чтобы самим быть управляемой машиной.

… Я считаю, что любая коммунальная начальная школа должна стать в то же время и профессиональной.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование