Отношения к профессиональному образованию

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

Возьмем к примеру двух детей, одинаковых по возрасту и по умственному развитию. Им по 12 лет. Одного из них сразу же отдают в ученики, и к 16 годам у него будет квалификация рабочего; другой же по каким-то причинам был отдан на обучение в ту же мастерскую лишь в 15-летнем возрасте. Думаю, что через год-другой он будет владеть своей профессией так же, как и первый, и к тому же, ум его будет более свежим и гораздо более восприимчивым к овладению этой профессией. Первый же ученик, которого использовали в первые годы лишь на самой незначительной работе, привыкает к ней, поскольку она не требует никаких умственных усилий; когда же ему дают более сложную работу, у него пропадает всякая охота и желание выполнять ее. Это проявляется в его обращении с инструментами и является неизбежным результатом напрасной траты сил, а отсюда и разочарования от первых лет его работы.

Иное можно сказать о ребенке, который вступает в ученичество к 15 годам своей жизни, даже в том случае, если он и не получил предварительной профессиональной подготовки. В этом возрасте он уже сам может выбрать себе ту профессию, которая ему подойдет. Кроме того, хозяин уже не станет расходовать время этого ученика, так как он это делал с 12-летним учеником. У молодого человека в 15 лет время ученичества сокращается, и поэтому хозяин стремится использовать его более эффективно, щедро делится советами, которыми ученик в этом возрасте уже может воспользоваться.

Я уверен, что к 16 годам оба ученика будут одинаково развиты во всех отношениях, однако в 17-летнем возрасте второй ученик преуспеет больше по сравнению с первым, и это только лишь потому, что в 12—15-летнем возрасте он не испытал того, что испытали дети, проработавшие в мастерских.

Однако для ученика, который станет «учеником» в мастерской в 15-летнем возрасте, будет намного полезней, если с 10-летнего возраста он получит в школе такую профессиональную подготовку, которая, наряду с привитием ему умений и навыков владения инструментами, будет способствовать также формированию и раскрытию его способностей. Подготовленный таким образом ребенок еще более уверенно выбрал бы ту профессию, которая соответствовала бы его вкусам и способностям; он найдет подходящие для себя условия для работы в той мастерской, куда он поступит на работу и где его труд сразу же может быть эффективно использован; с другой стороны, хозяева, которые не хотят эксплуатировать детей, всегда рады найти таких учеников, которые обещают стать хорошими рабочими.

Вот почему я считаю, что надо отсрочить время поступления детей на работу в мастерские.

А пока профессиональное образование не будет организовано в более широком масштабе, я посоветовал бы семьям рабочих, которые не торопятся извлекать выгоду от труда своих детей, посылать своих детей в школу на 2—3 года дольше, чем это имеет место сегодня; в то же время необходимо обязать их по возможности посещать вечерние занятия предпрофессионального характера. Я советовал бы родителям приучать детей, помимо посещения этих занятий, к какому-либо физическому труду.

Я понимаю, конечно, что лишь немногие смогут в полной мере последовать этому совету. К тому же очевидно, что бесплатные школы, доступные рабочим, которых явно не хватает, были бы намного полезней, если бы продолжительность образования в них была не 4—5, а 7—8 лет.

Необходимо добиваться того, чтобы школа смогла принять в свои стены и учить бесплатно всех детей, которые придут в нее; с другой стороны, необходимо включить в обязательное образование элементы профессионального образования с тем, чтобы уже в школе ребенок мог развивать одновременно и ум и руку.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование