О профессиональном образовании

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

… Было бы неразумно да и невозможно отделять общее образование от профессионального, так как каждое из них является обязательным дополнением другого.

Действительно, все знания, полученные ребенком, взрослым, не только просто полезны им, они являются основными способами приобретения ими профессии, интеллектуальными орудиями труда.

… Профессиональное образование начинается как для работников физического, так и для работников умственного труда с того момента, когда они еще только учатся читать, и заканчивается лишь тогда, когда они уже полностью овладели своей профессией.

… Необходимо, чтобы: 1) начальная школа была доступна детям трудящихся классов; 2) родители обязали своих детей посещать начальную школу. Оба эти вопроса должны быть решены до того, как планы профессионального образования будут претворены в жизнь.

В городах семьи рабочих, которые имеют возможность выделить из своего бюджета хоть небольшую сумму ежемесячно на обучение своих детей, всегда находят либо коммунальную, либо частную школу. Что же касается семей, материальное положение которых является довольно тяжелым, то они не всегда находят для своих детей место в бесплатных школах, поскольку таковых немного даже в Париже.

Известно, что существует много коммун, у которых либо совсем нет средств, либо их очень мало для того, чтобы выделять какую-либо долю этих средств на содержание школ.

С одной стороны, начальная школа еще далека от того, чтобы быть доступной всем детям трудящихся; с другой стороны, родители, особенно в деревнях и в промышленных центрах, проявляют слишком мало заинтересованности в том, чтобы заставить своих детей посещать начальную школу, поэтому необходимо, чтобы всем родителям вменялось в законную обязанность посылать детей в школу.

Для того, чтобы родители не отдавали детей с самого раннего возраста на работу на крупное промышленное предприятие, был издан специальный закон, защищающий детей. Он ограничивает время работы детей и обязывает предпринимателя освобождать детей от работы на несколько часов ежедневно с тем, чтобы они могли посещать школу.

… Итак, я должен констатировать, что, с одной стороны, начальное образование — основа всякого профессионального образования — доступно еще далеко не всем детям трудящихся; с другой стороны, последние не проявляют еще достаточного желания заставлять своих детей пользоваться благами этого образования.

… Детей надо как можно раньше приучать к физическому труду и как можно позже отдавать на работу в мастерские. Однако эта проблема может быть решена лишь после того, как будет создано большое количество профессиональных школ.

Обычно детей отдают на обучение какой-либо профессии к 12 годам: это слишком поздно, чтобы начать их приучать к физическому труду, и слишком рано, чтобы подвергать их пагубному влиянию мастерской.

… Надо, чтобы любой ребенок имел возможность найти для себя такую школу, где, получая необходимое образование, он смог бы, кроме того, приучить себя делать что-ли- бо своими руками и в которой он бы имел возможность оставаться и учиться бесплатно до 14—15-летнего возраста.

В результате, детей отдавали бы в «ученики» лишь после окончания ими начальной школы.

… Поскольку ребенок будет заниматься одновременно и физическим и умственным трудом с самого раннего возраста, постольку не будет никакой необходимости в том, чтобы так рано, как это делается теперь, отдавать детей на работу в мастерские.

В практическом разрешении этого вопроса будет много трудностей. Что же касается сельскохозяйственных работ, то здесь трудностей будет меньше. Дети, посещающие школу в деревнях, заняты дома той же работой, которая связана с их будущей профессией. Необходимо добиться того, чтобы они посещали школу более продолжительное время и с большей для себя пользой.

Другими словами, поскольку в деревне практическое обучение осуществляется главным образом в семье, постольку от школы ребенку нужны лишь теоретические знания, и это намного облегчает проблему.

В промышленных же центрах вопрос сложнее по другой причине. Родителям редко удается занять детей дома по окончании ими школы, и если детей сразу не отдают в «ученики», имеется определенный риск того, что их дети могут приобрести дурные привычки.

Таким образом, для ребенка опасно как то, что он не в школе или не в мастерской, так и то, что его слишком рано отдают в мастерскую: надо, чтобы он оставался в школе как можно дольше.

«Ученик» в 12—14-летнем возрасте, работающий в мастерской, — все еще ребенок, требующий заботы и внимания. Напряженная жизнь фабрики не позволяет ни хозяину, ни рабочим уделять ученику — как бы они этого не желали — необходимое внимание, которое так необходимо для того, чтобы ученик не расходовал непроизводительно первые годы своей рабочей жизни. Вот почему от него требуют делать лишь то, что может выполнить впервые пришедший на фабрику паренек, если, конечно, он не попадет в руки ловкого эксплуататора, который станет использовать его в качестве чернорабочего, заставляя выполнять простейшую работу, для которой не требуется профессиональных умений, выполнять подобно машине, без отдыха, непрерывно в течение целого дня.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование