Введение в математическую теорию обучения

Сентябрь 01, 2015 By: admin Category: Разное

Но в реальности невозможно учесть все ситуации, в которых проявляется измеряемое свойство личности,так наз. универ- су ум поведения. Как учителю, так и ученому-психологу, педагогу или социологу — приходится принимать решения об уровне свойства только по некоторым ситуациям — реальным или экспериментальным, которые считаются достаточно репрезентативными, т.е. представляющими всю совокупность возможных ситуаций. Зафиксированные результаты действий, поступков и поведения испытуемых в этих ситуациях представляют некоторую совокупность элементарных наблюдений, на основе которых решается вопрос об уровне измеряемого свойства. Чем больше таких элементарных наблюдений, тем точнее определяется вероятностная оценка измеряемого свойства; следовательно, идеал будет достигнут только при бесконечно большом числе элементарных наблюдений. Но на практике это недостижимо: совокупность учитываемых элементарных наблюдений всегда конечна.

Логическая основа шкалы. Сейчас можем перейти к логическому обоснованию предлагаемого способа измерения психических свойств личности. Рассмотрим множество Е элементарных наблюдений , обозначенных eR. В целях теоретического анализа удобно предполагать, что множество Е счетное, т.е. бесконечное. Но как уже указывалось, в каждом конкретном способе диагностики содержится только конечное число элементарных наблюдений. Исследователь их определяет в соответствии со всей теоретической позицией и на основе опыта проведенных исследований. Иначе говоря, из счетного множества Е элементарных наблюдений, соответствующего универсууму поведения,не- которым способом взято конечное множество S„ — выборка элементарных наблюдений.

Применим к множесту Sn идеи теории множеств. Будем обозначать элементарные наблюдения с положительной оценкой eRj, с отрицательной — eRQ. Рассмотрим множество элементарных наблюдений с положительным исходом Sn, содержащее п элементов. Образуем всевозможные комбинации из этих элементов, на языке математики — всевозможные подмножества множества Sn( , включая пустое множество (т.е. случай, когда в ней нет ни одного элементарного наблюдения о положительной оценкой), а также само множествоSni (т.е. случай, когда все элементарные наблюдения оценены положительно). Известно, что возможно составить 2П таких подмножеств.

Эти подмножества А{ назовем диагностическими наблюдениями , так как они действительно отражают каждый из возможных уровней развития психического свойства (конечно, при данной совокупности элементарных наблюдений} Таким образом, диагностическое наблюдение — это совокупность положительно оцененных элементарных наблюдений, относящаяся к определенному испытуемому.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование