Задачи педагогики

Сентябрь 02, 2015 By: admin Category: Разное

В большинстве педагогических задач практика как критерий предсказания оценивается по трехбалльной ранговой шкале: пригоден, сомнителен, непригоден. Для таких задач,при наличии достаточной совокупности признаков,линейные методы являются, видимо, оптимальными.

Возможны две схемы исследования, где практика принимается в качестве надежного критерия. По первой схеме предполагается, что результаты измерения по предсказателю мало изменяются за некоторый период развития индивида, и поэтому возможно одновременно измерять переменные предсказателя и выделять группы по критерию. Этот подход целесообразен только относительно взрослых людей и используется главным образом при отборе пригодных для некоторого вида деятельности лиц.

В этом случае формируются группы испытуемых, которые на практике оказались «хорошими”, «посредственными” и «плохими” ра- . ботниками. Тогда проводится психологическое изучение этих лиц по показателям, которые предположительно должны нести информацию о различии по критерию, и ищется оптимальный способ разграничения этих групп ^ пространстве принятых показателей.

Вторая схема требует «заложить” эксперимент на некоторый период времени, чтобы проверить, какой прогностической мощностью обладает предварительно выбранная совокупность признаков. Например, при отборе детей в школу с преподаванием некоторых предметов на иностранном языке измерение по предсказателю осуществляется ко времени приема, а правильность отбора определяется, когда достаточно ясно проявляются потенциальные возможности ребенка изучать иностранный язык.

Иногда целесообразно сочетать обе схемы: по первой производится предварительная оценка информативности выбранных признаков, по второй разрабатывается окончательный вариант методики.

Практика как критерий отбора страдает существенным недостатком в том смысле, что она обычно позволяет контролировать только уровень одной из двух возможных ошибок. Действительно, нетрудно проверить, какой процент кандидатов был признан пригодным для некоторого вида деятельности, но практически нет возможности установить, какой процент из отклоненных был бы пригоден в случае их включения в данный вид деятельности. Такая проверка становится возможной, если условия эксперимента позволяют включить в данный вид деятельности всю совокупность кандидатов.

Второй возможный критерий -мнение компетентных лиц, имеющих большой опыт в предсказании и обладающих достаточно полной информацией об испытуемых из обучающей и экзаменационной выборки. Фактически это метод суждений, о котором речь шла во второй главе. Хотя этот метод считается субъективным, все жо ценен тем, что как бы обобщает индивидуальный опыт многих специалистов. Так как метод суждений не учитывает мнений, слишком отклоняющихся от мнений большинства, субъективизм может доминировать только в исключительных случаях.

Третий и в принципе наиболее мощный критерий — теория прогнозируемого явления. Если теоретически доказано существование прогнозируемых групп и определена совокупность их существенных признаков, в принципе возможно разработать теоретически обоснованный критерий — эталон, относительно которого уже проверяется практически используемая методика. Так как этот критерий непосредственно вытекает из теоретического обоснования того или иного конкретного исследования, на нем не будем подробнее останавливаться. Отметим только, что в качестве теоретического критерия могут приниматься и результаты таксономического анализа данных, описанного в предыдущем разделе.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование