Образовательные требования

Сентябрь 04, 2015 By: admin Category: Разное

Почти во всех заводских и фабричных производствах, за исключением разве механических заводов, существуют два рода работников, а именно мастера и рабочие, причем число мастеров незначительно в сравнении с числом рабочих. Мастера, как известно, заведуют целым отделением фабрики, или целой серией разнообразных машин или аппаратов, или, наконец, партией одного сорта машин. Работа мастера всегда более разнообразна, более ответственна и требует от него большего интеллектуального развития, а часто и теоретических знаний. Простой рабочий обыкновенно имеет дело с одной машиной, его работа часто до крайности однообразна и требует от него главным образом значительного навыка и быстроты в работе, так как в большинстве случаев этим определяется размер его заработка. Можно вообще сказать, что от мастера зависит главным образом качество, а от рабочего — количество фабриката.

Мы уверены, что все перечисленные выше требования будут удовлетворены, если профессиональные школы примут на себя подготовку подобного рода мастеров и если с этой целью в главнейших центрах нашей промышленности будут открыты соответственные школы, подобно тому как во многих местах Западной Европы существуют школы по ткацкому делу и др. При рассмотрении этого вопроса нельзя оставить без внимания новый тип нарождающейся у нас профессиональной школы, так называемой «школы ремесленных учеников»5, подобно той, какая устроена в Москве при фабрике Товарищества Трехгорной Мануфактуры Бр. Прохоровых. В этой школе ученики, работая в различных отделениях фабрики, ежедневно вечером посвящают около 4 часов теоретическим и графическим занятиям. Школа является органически связанной с производством, количество теории и практики в ней всегда может быть урегулировано в видах получения наилучших результатов. Такая школа обещает быть наилучшей школой для подготовки мастеров, главным образом по более узким специальностям. На нее можно было бы возложить еще более надежд, если бы оказалось возможным обучать в подобных школах более взрослых учеников. Ввиду этого можно искренно пожелать, чтобы примеру Бр. Прохоровых последовали и другие представители нашей заводскофабричной промышленности. Итак, при помощи низших профессиональных школ установившегося у нас типа и при помощи новых «школ ремесленных учеников» можно надеяться в течение нескольких лет подготовить мастеров для главнейших отделов нашей заводско-фабричной и ремесленной промышленности, принимая во внимание, что число их не так значительно, как число обыкновенных рабочих. Что же касается последних, то нужно сказать, что они составляют главную массу работников в заводскофабричном деле, от которой преимущественно зависит количество вырабатываемых фабрикатов. Такой рабочий может обладать гораздо меньшими теоретическими знаниями, чем мастер, но должен приобрести значительный навык в производстве работы, а потому можно сказать, что подготовку рабочих не может принять на себя профессиональная школа и что эта подготовка может быть дана только фабрикой, путем обыкновенного ученичества, практиковавшегося до сего времени и существующего в полной силе и на заграничных заводах. Отсюда, однако, не следует, что главная масса наших рабочих должна ограничиться только приобретением навыка путем ученичества на фабриках и заводах и что этим путем наша промышленность достигнет наибольшей производительности.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование