Трудовые занятия

Сентябрь 04, 2015 By: admin Category: Разное

В сравнении с полуторамиллионным населением, занимающимся на наших заводах и фабриках, это число так незначительно, что можно вполне согласиться с мнением тех лиц, которые говорят, что наша низшая профессиональная школа почти ничего не дает для русской промышленности. С другой стороны, принимая во внимание, что обучение в низших профессиональных школах сопряжено с большими затруднениями, можно с уверенностью сказать, что число этих школ никогда не возрастет так значительно, чтобы они могли подготовить все необходимое число работников для наших фабрик и заводов.

Отсюда ясно, что с этой целью должны быть устраиваемы другого рода учреждения, более дешевые. Дело низшего профессионального образования у нас еще совершенно новое, обратившее на себя внимание только в самое последнее время. Конечно в этом новом и сложном деле прежде всего должно быть осуществлено самое важное и необходимое, а так как с развитием промышленности повсюду между человеком и силами природы, между человеком и обрабатываемым материалом явился неизбежный посредник — машина, то ясно, что на первых же порах должны были устраиваться школы для подготовки преимущественно мастеров по механическому делу и машинистов, могущих управляться с этими машинами. Ввиду этого мы не можем упрекнуть современную низшую профессиональную школу в одностороннем развитии ее деятельности, так как она готовит преимущественно специалистов по механическому делу. Напротив, мы должны признать несомненную ее пользу для промышленности, хотя и не в широких размерах, и пожелать, чтобы школы для подготовки мастеров по механическому делу, механиков и машинистов получили у нас должное развитие и стремились к приобретению возможно лучших практических результатов. С другой стороны, опыт наших низших профессиональных училищ дает основание думать, что за- водско-фабричная промышленность не нуждается в столярах в такой степени, как в мастерах по механическому делу. Поэтому без всякого ущерба для дела можно отказаться от установившихся традиций и не устраивать совместно школы для подготовки как столяров, так и слесарей, а открывать самостоятельные школы для подготовки столяров (мебельщиков), резчиков, так же как и для подготовки мастеров по другим художественным ремеслам, с целью удовлетворить нуждам главным образом ремесленной промышленности. Наконец, мы видим, что наши низшие профессиональные школы почти не подготовляют специалистов по обработке каких-либо других материалов, кроме дерева и металла, а также по химическим производствам. Совершенно очевидно, что русская промышленность нуждается в этих специалистах, и на их подготовку вполне своевременно обратить серьезное внимание.

На основании данных, изложенных в этом докладе, нетрудно прийти к определенным положительным выводам и решить в общих чертах вопрос о том, в какой форме низшее профессиональное образование может оказать содействие развитию нашей промышленности и какое место в этом деле может с успехом занять низшая профессиональная школа наиболее распространенного у нас типа. Исходным пунктом этих выводов, на основании опыта существующих низших профессиональных школ, мы положим ту несомненную истину, что профессиональная школа может дать интеллектуальное развитие, общие и специальные теоретические знания, но не может дать большого навыка в производстве работ, тогда как фабрика не может дать ни правильного интеллектуального развития, ни теоретических знаний, но может развить вполне необходимый навык в работе.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование