Классические учебные заведения

Сентябрь 04, 2015 By: admin Category: Разное

…Наши современные классические учебные заведения (гимназии) исключительно задаются целью подготовки своих питомцев к слушанию университетских курсов и, сверх того, дают возможность поступать и в высшие специальные учебные заведения; но тех знаний, которые можно было бы по выходе из гимназии прямо приложить к жизни, они вовсе не дают; поэтому единственным выходом для окончившего курс гимназиста является поступление в одно из высших учебных заведений, преимущественно в университет, куда дорога ему совершенно открыта. Реальные училища, которые, по мысли законодателя, должны были бы быть ближе к действительной жизни, в современном своем состоянии также служат почти исключительно лишь подготовительной школой к поступлению в специальные высшие учебные заведения, доступ в которые, наоборот, реалистам в настоящее время крайне затруднен; тех же знаний, с какими они могли бы пристроиться в жизни прямо по окончании учения, нынешние реальные училища тоже не дают.

Не касаясь вовсе классических учебных заведений и не задаваясь общим вопросом о желательной реорганизации реальных училищ, я в настоящее время останавливаюсь лишь на частном вопросе о том, какого рода учебные заведения были бы наиболее пригодны для таких пунктов, как Житомир, Каменец-Подольск, Проскуров, Сороки, Бендеры и Тирасполь, потребности которых для меня совершенно выяснились…

По моему мнению, наиболее подходящим учебным заведением в данном случае была бы такая общеобразовательная школа реального характера с 8-классным курсом, которая давала бы более широкое, по сравнению с нынешними реальными училищами, развитие а) известным отраслям естествознания, имеющим практическое применение к удовлетворению местных потребностей, б) прикладной математике (механике и основам строительного искусства),

в) графическим искусствам (черчению и рисованию) и

г) ручному труду в самом широком смысле слова, чтобы развить в учащихся не только известные умения, но и укрепить при помощи рук знания, кои воспринимаются в классе слухом и зрением.

При таких условиях придется значительно изменить как учебные планы остальных общеобразовательных предметов, так и распределение их по классам, как это сделано в 1899 г., для преобразованного Лодзинского мануфак- турно-промышленного училища.2

Проектируемый план учебного заведения даст не только законченное общее среднее образование, но и, до известной степени, применимое к жизненным потребностям, а потому есть полное основание надеяться, что по окончании курса в таком учебном заведении молодые люди, вступая на путь той или иной практической деятельности, не будут столь непригодными к ней, как это замечается при современном строе общего среднего образования у нас, не говоря уже об иных практических познаниях, или, лучше сказать, пониманиях сущности практического дела, коими они будут в достаточной мере обладать, пройдя курс намечаемого учебного заведения…

…Наличность сознания молодым человеком, на долю коего пришлось бы ограничить свой образовательный ценз прохождением лишь средней школы, что сама школа предначертала ему возможность приложить свой труд на том поприще практической деятельности, которая дает верный кусок хлеба, — есть уже, по моему мнению, большой шаг вперед. Такая средняя школа, с одной стороны, давала бы в высшие специальные учебные заведения наиболее подготовленный контингент слушателей и, с другой, меньшее число неудачников, не знающих, что с собой делать, в виду отсутствия хотя бы начальной (не специальной, а общей) подготовки к той или иной практической деятельности, если по каким-либо обстоятельствам им приходится ограничиваться курсом средней общеобразовательной школы, какою является ныне семиклассное реальное училище…

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование