По вопросу о средней общеобразовательной школе с применением ее к запросам и нуждам современной жизни некоторых местностей россии

Сентябрь 04, 2015 By: admin Category: Разное

Только в последние годы, с половины, а в большинстве случаев и с конца 80-х годов, под влиянием систематического обучения ручному труду в С.-Петербургском учительском институте, а также и при воздействии устраиваемых в разных местах «курсов ручного труда», начинает, понемногу, вводиться в низших школах ремесленное обучение с педагогическою целью, но, к сожалению, крайне медленно. Ко времени съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию на всю империю считалось лишь тридцать низших учебных заведений, в которых ручной труд преследует педагогические цели, в том числе 18 городских училищ и 12 начальных. Городские училища эти разбросаны в одиннадцати губерниях (С.-Петербургской, Олонецкой, Херсонской, Тамбовской, Черниговской, Владимирской, Варшавской, Курляндской, Эстляндской, Лифляндской и Иркутской); начальные же— в трех губерниях (10 — в С.-Петербургской, по одному — в Лифляндской и Олонецкой губерниях). Из среднеучебных же общеобразовательных заведений ручной труд с педагогическою, воспитательною целью введен, пока, лишь в одной частной гимназии Я. Г. Гуревича, в С.-Петер- бурге.

Таким образом, обращение к рациональной трудовой подготовке путем школы находится у нас, в России, лишь в самом зачаточном состоянии. Одним разве обстоятельством приходится утешаться в этом отношении, что идея воспитательного значения ручного труда в школе начинает уже пробивать брешь в заскорузлой рутине и выбиваться на свет божий, но — только еще «начинает». «Организационный комитет съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России», равно как и самый съезд1, — энергически высказались за обязательное введение преподавания ручного труда, по определенному, однообразному плану и системе во всех учебных заведениях для подготовления учителей с тою, понятно, целью, чтобы, затем, предмет этот также введен был, как обязательный, и в курс народных училищ в городах и селах, как это было разъяснено выше на примере Финляндии. Но от желания до практического выполнения — «дистанция громадного размера», и трудно предугадать, когда судьба позволит пройти России эту ужасную «дистанцию» и вступить наконец на торный путь трудового воспитания подрастающих поколений.

Иван Алексеевич Анопов — деятель профессионально- технического образования. После окончания Петербургского технологического института и непродолжительной практической работы в качестве инженера становится директором Лодзинского высшего ремесленного училища; через 4 года назначается директором Петербургского ремесленного училища.

И. А. Анопов проявил себя хорошим организатором и педагогом. Он был сторонником распространения общего и профессионального образования среди народа, сочувствовал идее всеобщего начального образования в России. Активный член Русского технического общества, И. А. Анопов участвовал в подготовке и осуществлении ряда важных документов по профессионально-техническому образованию. С 1892 г. он заведовал только что созданным отделением промышленных училищ Министерства народного просвещения, а с 1900 г. возглавлял учебный отдел Министерства финансов. И. А. Анопов внес большой вклад в изучение состояния профессионально- технического образования. Его труд «Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России», изданный в 1889 г., был первым обстоятельным исследованием состояния профессионального образования в стране. И. А. Анопов был сторонником введения труда как учебного предмета в народные школы, выдвигал идеи сближения общеобразовательной и профессиональной школы.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование