Программа ремесел

Сентябрь 04, 2015 By: admin Category: Разное

В Финляндии народные школы разделяются на низшие и высшие. Первые — с двухлетним курсом, и в них поступают дети от 7-ми лет. Высшие же школы имеют четырехлетний курс, и для поступления в них требуется возраст не моложе 9-ти лет.

…Программа ремесел, или иначе — ручного труда, обнимает собою: мелкие деревянные поделки (так называемый «слойд»), исполняемые при помощи ножа, а затем — небольшие столярные и токарные работы и резьбу по дереву. Сверх того, учащиеся занимаются щеточными работами, а также приготовлением разного рода мелких изделий из лучины, корней и ивы, из бересты, папки, проволоки и жести.

Для занятия указанными работами установлена определенная программа, и каждая высшая народная школа имеет коллекцию, состоящую из 70-ти предметов. Не перечисляя здесь самих предметов, заметим, что по столярной части познания учеников, оканчивающих высшую народную школу, т. е. в возрасте от 9 до 13 лет, достигают такого уровня, что они в состоянии самостоятельно изготовлять: скамейку, кухонную лоханку, ковш, пильный станок, ящик и ларчик на шипах, квашню, чертежную доску и линейку, струг, метр, литр и децилитр, рычаг со стативом и весами, бочонок для масла, рамы для зеркал и фотографий, кран для бочки, пресс для масла с геометрическим орнаментом, шкатулку с украшениями и другие, довольно сложные в техническом отношении, вещи. По части остальных изделий оканчивающие курс обязательно должны уметь приготовить: щетки для мытья посуды и головные; корзины из лучины прямого и косого плетения; корзины из ивы и луба; коробки из бересты и папки; переплет и пенал из папки; тетраэдр, гексаэдр и корзинку из проволоки; литр из жести.

Кроме того, при изготовлении учащимися работ по моделям, обращается большое внимание и на ознакомление их с рисунками изготовляемых предметов. С этой целью при каждой модели имеется также и рисунок изготовляемого предмета. Путем простого сопоставления рисунков с предметами, учащиеся постепенно уясняют себе значение рисунков и, в конце концов, привыкают к исполнению работ по одним рисункам, без модели.

Но это — только минимум работ, исполняемых в финляндских народных школах. Максимум же программы ручного труда обнимает сто сорок номеров. Такое расширение программы допускается в отношении учащихся, проявляющих особенную склонность к ручному труду или приобревших уже дома некоторую ремесленную подготовку. Обучение учащихся производится или в особо устроенных мастерских, или в самой классной комнате и школьной передней, или в ближайшей избе.

Не считая себя компетентными в оценках женских рукоделий, заметим, однако, что, как видно из отчетов финляндской школьной администрации, занятия девочек женскими ремеслами в высших народных школах, по обилию и разнообразию изделий, а также тщательности и точности исполнения их, ничем не уступают успешности обучения ручному труду в мужских школах.

Короче говоря, на основании почти четвертивековой уже практики обучения ручному труду в высших финляндских народных школах можно с уверенностью сказать, что обучение это дает блестящие результаты как в собственно педагогическом, воспитательном, так и в практическом отношениях. Развивая ловкость учащихся, приучая глаз их к определению размеров, воспитывая в них любовь и уважение к порядку и аккуратности, школьное обучение ручному труду, вместе с тем, дает стране подрастающее поколение, овладевшее уже основными элементами ремесленной техники. Чтобы сделаться профессиональным ремесленником окончившему народную школу, остается только развить в себе выносливость и опытность мастерового в работе. Ввиду этого, подросток, поступающий в ремесленное или техническое промышленное заведение, с целью дальнейшей профессиональной науки, представляет собою уже более или менее ценную рабочую силу, главное же — силу, сознательно относящуюся к предстоящей выучке, добровольно выбираемой соответственно своему влечению.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование