Оптимальное решение правил

Сентябрь 02, 2015 By: admin Category: Разное

В практическом отношении наибольший интерес представляет задача определения оптимального решающего правила. В психолого-педагогическом аспекте мы можем выделить два вида задач. Для решения этих задач необходимо найти решающее правило, применение которого возможно с ошибкой, не превышающей допустимых пределов.

Для педагогической практики очень важно иметь достаточно простые и в то же время достаточно надежные методики диагностики психических свойств личности. Допустим, что учеными разработаны достаточно надежные, но сложные и поэтому недоступные практике методики группировки учащихся по способности, свойствам высшей нервной деятельности, особенностям познавательной деятельности и т.п. Возникает вопрос, нельзя ли, используя эти методики в качестве надежного внешнего критерия, найти такую совокупность более простых методик, которые по своей различительной способности достаточно мало отличались бы от методики критерия. Зарубежная практика построения таких методик (обычно в виде тестов) показала, что разделяющие функции, о которых речь шла в прошлой главе, как правило, дают решение, применение которого на практике приводит к ошибкам более частым, чем это допустимо. Возможно, что применение более сложных решающих правил может в некоторых случаях привести к сокращению этой ошибки до допустимых пределов.

Но наиболее перспективно применение алгоритмов распознавания образов в решении задачи отбора, о которой уже упоминалось в прошлой главе. Речь идет не только об отборе в вузы; эта задача постоянно встречается и в рамках школьного обучения. Например, до настоящего времени не существует научно обоснованной методики отбора во вспомогательные школы; в связи с развитием сети специализированных школ стал вопрос об отборе контингента детей, действительно обладающих необходимыми потенциальными возможностями проявить себя в той или иной сфере деятельности. С другой стороны, вопрос об отборе работников для того или иного вида деятельности стал в некоторых случаях государственной задачей, для решения которой психологи должны быть вооружены достаточно точными методами определения оптимальных решающих правил, а также ожидаемого риска потерь при принятии решений на основе этих правил.

Этот короткий обзор показывает, что методы распознавания образов могут быть с большой пользой применены для решения широкого круга теоретических и практических вопросов психологии и педагогики. Это применение только начинается, поэтому еще рано говорить о каких-либо содержательных выводах, полученных с помощью этих методов. Примеры, которые будут приведены в этой главе, являются также только иллюстрацией возможностей, которые открывают методы распознавания образов. И тем не менее даже краткий обзор некоторых, на наш взгляд, наиболее полезных для педагогических и психологических исследований методов будет способствовать их более широкому внедрению в исследовательскую практику.

Обзор начнем с методов классификации, хотя при этом нарушится логика, принятая при изложении систем распознавания образов. Однако такая последовательность более удобна сг точки зрения логики психологического и педагогического исследования .

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование