Без поощрения

Сентябрь 02, 2015 By: admin Category: Разное

Для теоретических исследований большой интерес представляет распознавание образов без поощрения, т.е. методы поиска объективно существующих типов в пространстве свойств личности, группировка учащихся в целях индивидуализации обучения и воспитания и др. Эти проблемы давно стоят перед психологией личности и педагогической психологией, от которых педагогика ждет удобных и достоверных методик отнесения учащихся к тому или иному типу, Конечно, в общей постановке задача группировки учащихся неразрешима, по крайней мере, на современном этапе развития психологии. Действительно, если личность ученика характеризовать свойствами, измеряемыми по трехбалльной системе (низкий, средний, высокий уровень свойства), то достаточно, скажем, 16 независимых между собой свойств, чтобы все школьники рассматривались как неповторимые личности (З16 «л 4510^). Следовательно, классификация учащихся имеет смысл только относительно конкретной цели.

Существует множество попыток обнаружить такие объективно существующие типы, определяемые некоторой совокупностью психических свойств. Но выдвинутые предположения остаются недоказанными, главным образом потому, что не используются количественные оценки той или иной классификаций.

Интересно отметить, что предшественником распознавания образов без поощрения является так наз. ^численная таксономия”, которая развивалась независимо от кибернетического подхода и только в последние годы слилась с ним. Таксономия « это теоретическое исследование основ, принципов, правил я процедур научной классификации объектов на основе их сходства, родственности или иных показателей связи между собой.

Б рамках этого общего определения численная таксономия есть количественная оценка родственности или сходства объектов и объединение этих объектов в группы с помощью математических методов на основе оценок сходства. Не удивительно, что численная таксономия долгое время развивалась в рамках биологических наук: именно там существовала и существует необходимость построить объективную классификацию биологических объектов.

Таким образок, цель применения распознавания образов в классификации объектов психологического и педагогического исследования — предложить такие метода, чтобы ученые, а вслед за ними- к практики,например, педагоги, работая независимо друг от друга и используя те же самке отличительные признаки (поихические свойства учащхоя), измераеине однии и тем же споообам, получили бы адекватные их грутш. При осуществлении этих условий роль субъективного предубеждения исследователя (а затек ш педагога-йрактика) вводится к минимуму. И ото может4 привести к повторимости результатов психолого-педагоги- чеокого исследования, к чему, как ухе говорилось, стремится любая наука.

Вторая в теоретическом отношении интересная задача — поиск существенных признаков педагогических и психологических объектов и выявление существенных факторов, определявших психологические и педагогические явления. С содержательной точки зрения это две разные задачи научного исследования; так как первая относится к описательному уровню науки, вторая — к более высокому уровню — объяснению описанных явлений. Но с точки зрения решении этих задач они тождественны.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование