Побудительные силы к образованию

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

Я не упоминаю здесь других побудительных сил, которые почти не действуют до четырехлетнего возраста, каковы состязания полов и инстинктов, соблазн заработка и крупных долей прибыли.

Эти две побудительные силы не имеют еще никакого влияния на шалунов и мало влияют на малышей, они начинают развиваться лишь среди херувимов.

Соединение этих приманок окажет действие менее чем за один месяц, к концу которого у ребенка будут выявлены три или четыре из его призваний первого порядка, которые со временем приведут к выявлению других призваний; те из них, при которых работа является трудной, смогут возникнуть лишь к возрасту тридцати-тридцати двух месяцев.

Выявление призваний будет легким, если соблюдать общее правило (главы V и VI) — ввести в игру все три приводящие механизм в действие страсти: они могут уже развиваться в зародышевом виде (III, 357—352) среди карапузов и гораздо лучше — среди шалунов. Кабалиста, композита, папийонна23 будут вполне удовлетворяться у шалунов путем их посещений, попыток разведывания и опытов работы в маленьких мастерских, где все для них — очарование и интрига.

Боннен или боннина, водящие ребенка из мастерской в мастерскую, умеют выделить подходящие моменты, чтобы представить его к той или иной работе; они ведут запись о том, что ему, видимо, понравилось; пробуют в два-три приема, не возникает ли у него вкус; судят, не следует ли подождать несколько месяцев, и никогда не настаивают, когда призвание не обнаруживается: известно, что в течение года призваний выявится три десятка, каких именно — мало существенно.

Один боннен водит обычно трех шалунов одновременно; с одиним только у него было бы мало возможностей успеха, но из троих один оказывается более ловким, другой более горячим, одни из этих двоих вовлекает в работу третьего. Боннен не берет всех троих одного возраста: к тому же в мастерских он их меняет: оставляет того или другого шалуна на очистке зеленого горошка, уводит других, не принявшихся за работу, и третьего, закончившего ее.

Занятие боннинизмом подходит для обоих полов и требует особого таланта, какой можно найти у того и другого; занятие же няни обычно подходит для одних только женщин, за редкими исключениями.

Самым лучшим побудителем для начинающего шалуна будет правдивость, какой он никогда не находит у отца и матери, которые все заодно в том, чтобы льстить двухлетнему малютке при всех его неловкостях. В социетарных мастерских имеет место обратное: между собой дети не дают никакой пощады друг другу и безжалостно высмеивают растяпу; его с презрением выпроваживают, и он идет хныкать к патриарху или боннену, которые дают ему уроки и представляют его снова, когда он оказывается в силах; поскольку не для него приберегают очень маленькие, очень легкие работы, он проникает весьма скоро в десяток групп, где его воспитание совершается путем чистого притяжения и чрезвычайно быстро, ибо быстро и хорошо научаются только тому, чему учатся по притяжению.

Из всех двигателей, могущих побудить ребенка к труду, наиболее неизвестным, наиболее извращенным при строе цивилизации является восходящее увлечение, наклонность каждого ребенка подражать тем, кто немного старше по возрасту, подчиняться всем их побуждениям, почитать за честь включаться вместе с ними в какую-нибудь мелкую долю их забав. (Для детей-гармонийцев все работы являются забавами; они действуют только по притяжению.)

Это пристрастие к восходящему увлечению очень гибельно ныне, потому что забавы ватаги предоставленных самим себе детей либо зловредны, либо опасны, либо весьма бесполезны; но эти свободные дети станут предаваться только производительным работам благодаря отмеченным выше приманкам; люди признают основное заблуждение, в которое впали все сочинители систем в отношении воспитания при строе цивилизации.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование