Методы распознавания образов в решении задач психологли и педагогики

Сентябрь 02, 2015 By: admin Category: Разное

Методы обработки данных о психологических и педагогических явлениях, излагаемые г этой главе, являются развитием методов принятия статистических решений и расширением сферы их действия Как уже отмечалось» исследователю обычно неизвестен закон многомерного распределения; принятие предположения об этом законе вызывает необходимость оценить его параметры на основе выборочных данных» что также чревато ошибками Так» в предыдущих примерах мы оценивали эти параметры по данным выборки» но не знаем, насколько это оправдано в общем случае.

Таким образом» в данной главе будем рассматривать проблему прогнозирования качественно различных объектов на основе многомерной информации о них» в общем случае не принимая никаких предположений о характере распределения этих объектов в многомерном пространстве признаков. Появление обширной области способов такого прогнозирования вызвано тем обстоятельством» что явления реальности оказались намного сложнее» чем предположения» принимаемые в многомерной математической статистике.

Распространение электронно-вычислительных машин создало техническую возможность анализировать количественными методами такие явления действительности, которые до недавнего времени рассматривались только с качественной стороны, любое качество рассматривать как результат количественного изменения некоторых его свойств. Возникла своеобразная «экспериментальная математика», т.е. математические методы, которые, будучи теоретически недостаточно обоснованными, все же дают достаточно хорошие практические результаты.

Распознавание образов развилось из попытки механизировать одну из наиболее трудоемких операций внутри применения электронно-вычислительных машин — ввода данных в память машины. Распознавать буквы и цифры может научиться и дошкольник. Обычно он это достигает с помощью обучающего, но даже и без такой помощи при частой встрече с письменными знаками ребенок научится различать разные буквы и цифры, хотя может и не знать их названий и истинного смысла. Кибернетики же попытались «научить» и электронно-вычислительную машину распознавать буквы и цифры как графические образы. Отсюда и возникло само название «распознавание образов».

Разработка методов распознавания образов вступило во второе десятилетие своего развития. За этот период выяснилось, что они имеют довольно универсальный характер и применимы во многих областях научного исследования. Кроме своего первичного применения — распознавания графических образов (созданы читающие автоматы, позволяющие вводить в память машины непосредственно печатные и даже рукописные данные) и широкого развития исследований по распознаванию слуховых образов, эти методы получили широкое применение в медицинской диагностике, геологии, палеонтологии, метеорологии, криминалистике, социологии, а за рубедом — и в психологии. И хотя до сих пор не преодолены трудности в теоретическом обосновании методов распознавания образов, практическое их применение настолько перспективно, что мы считаем целесообразным более широко рассмотреть возможности и некоторые техники их применения в педагогических и психологических исследованиях.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование