Высокое призвание школы

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

Если школа понимает свое высокое призвание как заведения воспитательного и желает развить в учениках охоту и любовь к труду вообще, и уважение к труду физическому в частности, то она должна начинать только с работ необходимых; работы над предметами просто полезными и наконец — исключительно приятными должны стоять на втором и третьем плане. Таков естественный путь всякого культурного развития; таким должен быть и ход всякого воспитания.

II. Изготовленные предметы должны находить применение дома. Положение это находит свое оправдание в том, что изготовление предметов полезных для домашнего обихода и встречаемых с удовольствием семьей ученика доставляет большое удовольствие и ему самому. Это укрепляет в ученике любовь к труду и является новой связью между школой и семьей, что имеет такое важное значение в воспитательном отношении.

III. Предметы должны быть таковы, чтобы они могли изготовляться детьми вполне самостоятельно. Само собой разумеется, что учитель должен помогать ученикам в приобретении тех или других приемов работ. Но помощь эта может ограничиваться одними указаниями, не выражаясь непосредственно участием в изготовлении предмета. Полная самостоятельность работ весьма ценится учениками. Поэтому в коллекцию моделей не должны входить предметы, требующие участия постороннего лица.

IV. Для изготовления предметов должно употребляться только дерево. Рассматривая различные виды ручного труда, мы пришли к убеждению, что столярный слэйд с присоединением резьбы и токарного производства — единственные работы, удобные в школе. Отсюда понятно, что в коллекцию моделей входят предметы исключительно деревянные. Только один предмет во всей коллекции противоречит этому правилу — это шайка с железными обручами. Но эти обручи не играют здесь роли материала и служат лишь для соединения деревянных частей.

V. Модели не должны полироваться. Это положение имеет двойное основание: 1) полировка предметов для большинства учеников работа настолько трудная, что не может быть выполнена ими достаточно хорошо и аккуратно; 2) полировка сглаживает недостатки предварительной работы и тем легко может способствовать развитию в учениках небрежности в работе…

VI. Материала следует расходовать как можно меньше. Это положение имеет основание и педагогическое, и экономическое. Дети обязаны учиться с малым количеством материала. Ценность их труда не должна заключаться в ценности материала, а в качестве работы. Дети должны приучаться к бережливости. Кроме того, экономия является часто неизбежным условием устройства при школе мастерской ручного труда; экономия же эта должна особенно отражаться на количестве потребляемого материала. Однако необходимо, чтобы в коллекцию входило несколько предметов покрупнее, ибо стругание большого или маленького предмета далеко не безразлично по приемам и навыкам.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование