Противоречие воспитания при строе цивилизации природе и здравому смыслу

Сентябрь 02, 2015 By: admin Category: Разное

Они образуют самую старшую и опытную группу производителей и руководителей. За пределами указанного возраста ни одного человека не нужно будет заставлять заниматься производством или руководством, за исключением тех случаев, когда это будет делаться для собственного удовольствия и развлечения. Члены этой пятой группы будут руководителями и распорядителями во всех отраслях производства и воспитания. Свою задачу они будут выполнять самым совершенным образом, в то время как теперь она выполняется весьма плохо основными собственниками и руководящими участниками больших производственных предприятий, а также профессорами университетов. Важнейшее дело человеческой жизни заключается, во-первых, в производстве изобилия самых ценных благ для потребления всех людей и для их удовлетворения и, во-вторых, в таком воспитании людей, чтобы они могли правильно пользоваться этими благами и получать от них удовольствие после того, как они произведены…

Фурье родился в г. Безансоне (Франция) в семье богатого торговца. После окончания коллежа с 1790 по 1815 г. служил в различных торговых домах. В 1815 г. оставил службу и занимался литературной деятельностью. Умер в Париже.

Фурье был одним из наиболее выдающихся представителей французского утопического социализма. В его системе, явившейся важным теоретическим источником марксизма, содержались резкая критика буржуазного общества и учение об идеальном грядущем общественном строе, представляющем собой свободную трудовую ассоциацию людей. Однако его наступление он связывал не с классовой борьбой пролетариата, а с деятельностью просвещенных людей.

Рассматривая воспитание подрастающих поколений как важнейшую общественную функцию, Фурье уделил в своем учении большое внимание педагогическим проблемам и, главным образом, вопросам, связанным с трудовым воспитанием и профессиональной подготовкой. Обращает на себя внимание редкая тщательность и детализированность в постановке и предложениях мыслителя по трудовому обучению детей и молодежи. Наиболее полно и обстоя

тельно эти вопросы были рассмотрены им в работе «Новый хозяйственный и социетарный мир, или Открытие способа привлекательного и природ о сообразно го труда, распределенного в сериях по страстям» (1828), фрагменты из которой и приводятся ниже.

Воспитание при строе цивилизации следует противоположным путем, оно подавляет и извращает способности ребенка; тот небольшой взлет, какой оно им представляет, направлен лишь к тому, чтоб удалять его от труда, делать последний для него ненавистным, побуждать его к разрушительной деятельности. Оно направляет, следовательно, юный возраст противно природе, ибо первая цель природы, или притяжения, — роскошь3 (III, 114), она может народиться только из производственной деятельности, ненавистной ребенку, хотя промышленные изделия — игрушки, султаны, лакомства — имеют для него живую привлекательность. Таким образом, в своем развитии он портится, оказывается в состоянии войны против самого себя. Наши так называемые наблюдатели человека не замечают этих противоречий механизма; разберемся же в них, различая роскошь внутреннюю и внешнюю (III, 114).

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование