Взгляды на ручной труд

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

В предыдущей главе выяснилось, что мысль об употреблении ручного труда в деле воспитания вовсе не нова и что она давно уже служит предметом пропаганды лучших мыслителей и педагогов Европы. В настоящее время эта мысль может считаться одною из самых популярных, почти общепризнанною — и этим педагогическое дело в значительной степени обязано знаменитому Отто Соломону, директору Нэсской учительской семинарии (Slojdlarare- seminarium) в Швеции, близ Готебурга. Изучивши основательно сочинения известнейших педагогов, а также и идеи лучших знатоков ручного труда, положивши сам немало труда и сил в разработку различных вопросов практической педагогии, Отто Соломон создал особую «шведскую систему», которая известна также под названием «Нэсской», или же «системы Соломона». И надо сказать правду: система эта отличается замечательною полнотою, ясностью и глубиною.

…Преподавание ручного труда примеривается исключительно только к целям наилучшего воспитания и развития детей вообще, оно преследует общие, а не частные интересы. Воспитатель не думает: «это полезно для домашнего обихода, это — для мастерства, это — для того-то, это для другого», он думает только о том, насколько то или другое дело годно для воспитания. Что не важно и не необходимо в этом смысле совсем не должно быть принято в систему обучения. Мы постоянно должны это помнить, и именно в строгих рамках воспитания школа одно из самых важных учреждений в государстве. Но несмотря на ясность основной задачи, по вопросу о самом преподавании в школе физического труда выработалось пять направлений.

1) Обучение ручному труду преследует цели посторонние.

2) Обучение ручному труду имеет целью непосредственное приготовление к жизни через сообщение известных ручных навыков, приучающих к предстоящим домашним занятиям или же к определенному профессиональному делу. Направление это не лишено своего педагогического смысла. Оно имеет в виду подготовку к практической жизни. Но дело в том, что прямое приготовление к жизни не может быть целью общеобразовательной школы.

3) Ручной труд имеет целью развитие душевных способностей и сообщение положительных знаний. (Фребе- левское направление)32.

4) Ручной труд есть превосходное средство сделать наглядным все школьное обучение. (Гербартовское направление)33.

5) Ручной труд есть важнейшее орудие формального развития. (Нэсская).

Нэсская система обучения ручному труду принадлежит именно к этой последней категории. Она ставит себе целью: 1) будить охоту и любовь к труду; 2) сообщать общие ручные навыки; 3) укреплять привычку к самостоятельности; 4) приучать к порядку и точности; 5) развивать внимательность, прилежание и настойчивость.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование