При исследовании копинг-стратегий

Август 31, 2015 By: admin Category: Разное

В рамках каждой группы они делятся на: неконструктивные, относительно конструктивные (в основном отражающие пассивную позицию личности), конструктивные (подразумевают активную личностную позицию по отношению к трудностям).

Было выявлено, что на поведенческом уровне неконструктивные стратегии присутствуют у 35,8% пациентов. Относительно конструктивные (то есть, пассивные)

— у 37,0% и только у 27,1% — конструктивные.

На когнитивном уровне конструктивные стратегии отмечены лишь в 14,6%, неконструктивные — у 42,3% пациентов, а относительно конструктивные — 43,1%.

На эмоциональном уровне неконструктивные стратегии выявлены в 51,6%, относительно конструктивные — у 19,6%, а конструктивные — у 33,8%. Если учесть тот факт, что основные копинг-стратегии личностного реагирования закладываются в детстве, то можно сказать, что у пациентов, у которых преобладают неконструктивные и относительно конструктивные стратегии, к тому же переживающих конфликты в межличностных отношениях в микросоциальной среде, практически не остается личностных резервов на формирование адекватной ВКБ, которые способствовали бы не просто «выживанию», «приспособлению к жизни с болезнью», но и помогли бы сформировать активную позицию по отношению к болезни, лечению и т. д. Тем более, что все это происходит на фоне измененного состояния психической деятельности (развитие психоорганического синдрома на фоне ВИЧ-энце- фалопатии / энцефалопатии смешанного генеза). Именно с такими чертами, которые могут быть отнесены к инфантильности (в том числе и вследствие воспитания в «культе» тяжелой болезни), видимо, и связаны случаи отказов от лечения. А у личностей инфантильных не решены проблемы психологического отделения от собственных родителей, не решены проблемы создания адекватной концепции «Я», у них на всех уровнях реагирования преобладают инфантильные формы реакции (неконструктивные и относительно конструктивные). Поэтому все предположения, которые направлены на включение их собственной активности, не срабатывают. К тому же пациенты «переполнены» багажом отрицательных эмоций, которые сформировались еще в детстве и остались не отреаги- рованными, либо частично канализировались в невротических и психосоматических расстройствах. И на это еще наслоились тяжелейшие переживания, связанные с ВИЧ-инфекцией — страх одиночества, смерти, беспомощности, отвержение во всех видах.

Пациенты в большинстве своем могут быть сравнимы с «копилками», в которые с раннего детства складывались различные отрицательные психосоматические реакции. Заболев, они как в раковину забираются в эти «копилки» — хоть и темно, и мало места, но почти безопасно («трясусь от страха, тем себя и успокаиваю», «так привычнее»). А борьба с болезнью, лечение, требуют активности, необходимости «высунуться наружу», снова менять стереотипы отношений, с таким трудом налаженные, пусть и в «хромом» варианте. «Что дает лечение? Смогу ли снова приспособиться, вернуться к здоровому образу жизни? Да и знаю ли я что-то о здоровой жизни? Пусть плохо, но как есть».

При анализе данных исследований в зависимости от стадии болезни было обнаружено, что постепенно к стадии СПИДа более напряженными становятся отношения к отцу, к смерти, к семье. В этом, видимо, отражается факт нарастания не только физической, но и психической астении, зависимости от членов семьи. Близость смерти заставляет думать о ней как о близкой неизбежности.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование