Нравственные неурядицы

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

Было бы, конечно, несправедливо взваливать исключительно на школу ответственность и всю ту нравственную неурядицу, которая господствует в нашей теперешней жизни. Она сама только продукт тех неблагоприятных условий, которыми обставлена современная жизнь. Но, тем не менее не подлежит сомнению, что именно школа должна взять на себя бремя исправления и улучшения господствующих ныне приемов обучения и воспитания, что именно школа должна влить новую, светлую струю в жалкое коснение современного человека. А из всех возможных средств только ручной труд поднимет школу на высоту ее естественной и прямой задачи — давать развитие всем жизненным силам, как психическому, так и физическому организму учащихся.

Настоящее время есть время высокого развития технических производств, с одной стороны, и крайнего упадка ручных занятий — с другой. Но развитие техники выгодно только для немногих и пагубно для большинства. Школа не может оставаться равнодушной к этому явлению, оказывающему такое вредное влияние на материальный и нравственный быт общества. Громадные успехи техники, развитие путей сообщения в значительной степени убили домашнюю производительность, которая процветала еще так недавно. Незначительнейшие вещи покупаются теперь на деньги, даже самые простые орудия сельского хозяйства непременно приобретаются готовыми. Но та самая техника, которая открывает для себя все новые и новые рынки, начинает с каждым днем чувствовать все больший и больший недостаток в искусных рабочих руках. Ибо в конце концов на ручном труде основывается всякий другой труд, основывается всякое производство. Государство и общество, озабоченные преуспеянием материальных сил страны, не должны бы это забывать. Ручной труд — это imum funda- mentum всякой деятельности, к какой-бы категории она ни относилась.

Но что же, однако, следует понимать под словами «ручной труд» и какое различие между обучением ремеслу и ручному труду?

Словами «ручной труд» в настоящее время обозначают практические занятия в школьной мастерской, состоящие по преимуществу в обработке дерева, металла, папки и пр. материалов. Вообще же должно сказать, что, каким бы видом обработки ручные занятия ни ограничивались, они никогда не имеют своею целью научение тому или другому ремеслу. Подготовка ко всякого рода практическому делу, знакомство с общими ручными приемами, с элементам^ или азбукой физического труда, с наичаще употребляемыми в практической жизни инструментами — такова та ближайшая задача, которую ставит себе разумное преподавание ручного труда. Как и при преподавании всех прочих предметов, школа с занятиями ручным трудом соединяет чисто воспитательные, педагогические цели.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование