Сущность и польза ручного труда

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

В жизни современного общества ярко обрисовываются две стороны, неодинаково культивируемые и почти не равноправные в глазах среднего, поверхностного человека. Научное развитие общества с каждым днем делает заметные успехи. Оно идет каким-то лихорадочно-форсированным шагом, в такт той легкомысленной повальной спешке, с которой повсюду делаются теперь и большие и малые дела. И рядом с этим — небывалое физическое истощение, какое-то обнищание простых, мускульных способностей! Чрезвычайное богатство всевозможных затей и поразительная нищета физического уменья — такова ближайшая характеристика переживаемого момента. И неудивительно поэтому, что люди, глубокр вникающие в строй современной культуры, давно бьют Старую тревогу о необходимости нормального физического обучения, о необходимости строго методического упражнения рук и глаз, введенного в систему школьного и домашнего обучения. Только агитации этих людей мы обязаны тем, что вопрос о физическом воспитании, в последние 25 лет, признается теперь повсюду, по крайней мере теоретически, одним из самых важных очередных вопросов педагогики.

…Возникла целая литература, разрабатываются вопросы ручного труда с самых разнообразных точек зрения, основались различные специальные общества с периодическими съездами, занятые тем же делом, — одним словом, можно сказать без преувеличения, что введение ручного труда в круг школьных занятий есть один из самых жгучих вопросов настоящего дня. Не разрешить его нельзя — в интересах нашего собственного благополучия, которое ведь не может быть наполнено одним только книжным, умственным развитием.

…Если у нас в России этот сравнительно новый вопрос обращает на себя еще мало внимания, окруженный равнодушием и непониманием общества, то это происходит оттого, что в нас сильны еще те представления о физическом труде, которые сложились в эпоху крепостного права, когда он пользовался лишь презрением. Но поближе присмотревшись к нашим домашним недугам, непременно придем к заключению, что и для нас ручной труд — вопрос огромнейшей важности, заслуживающий нашего полного и даже усиленного внимания. Наше школьное и домашнее воспитание не из образцовых — это ни для кого не секрет. И мы питаем глубокое убеждение, опирающееся на многочисленные, неоспоримые факты, что именно ручной труд внес бы много света, воздуха, жизни в нашу педагогическую рутину, до очевидности несостоятельную, до очевидности отжившую…

…Каждый предмет общего образования должен развивать ту или другую детскую способность, ту или другую группу детских сил, — в этом заключается его воспитательное значение.

Человек существо не только разумное, рассуждающее, но еще в большей мере действующее и одаренное волею. Особенно в детские годы мы одержимы постоянным стремлением к деятельности и творчеству. Дети много делают и мало думают. Современная школа обращает внимание преимущественно только на умственное развитие, вовсе не пользуясь стремлением детей к деятельности и творчеству, этим неоценимым свойствам детской природы. Развитие воли, характера и физических сил очень мало интересует наших педагогов. Все внимание школы поглощено упражнением одних только центральных частей мозга, одних только мыслительных способностей детей. И что же в результате? В результате — умственное переутомление и совершенное бездействие органов внешних чувств с их периферическими нервами, т. е. полное притупление детской восприимчивости.

Один только ручной труд постоянным развитием чувственного восприятия и органов активной деятельности мог бы искоренить установившуюся в наших школах односторонность. Давая обильное содержание зрению, мускульному чувству и осязанию, он действует возбуждающим органом на периферические области нашей нервной системы и тем дает потребный отдых интеллигентным центрам. Ручной труд это — настоящая гимнастика нервов в лучшем смысле слова. Не давая засиживаться на одном месте, он — неистощимый импульс ко всякого рода начинаниям и творческим планам. Можно с полною уверенностью сказать, что только разумное обучение ручному труду способно связать умственную и физическую деятельность учащихся в одно действительно гармоническое целое. Обратите внимание еще на следующее. Так как школа не обращает никакого внимания на развитие физических сил детей, то погибает целая масса практически-драгоценных художественных задатков и способностей, которые при иных условиях могли бы получить широкое развитие. Вместо того, чтобы приготовлять учеников к практической жизни и деятельности, современная школа систематически отчуждает их от реальных жизненных интересов. Из наших школ выходят не труженики с более или менее практическими способностями, а в большинстве случаев шальные белоручки, падкие до всего легкого.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование