Предпочтительные решения

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

По всем основаниям представляется предпочтительным решение вопроса в смысле отделения общего образования от специального, причем, однако, для предупреждения каких-либо недоумений необходимо оговорить, что:

Во-первых, все предыдущее не обусловливает собою совершенного исключения ручного труда из школ общего образования; ручной труд представляет собою вообще сильное орудие развития для юношества и потому является не только не вредящим, но и способствующим успеху общего образования.

Во-вторых, приведенными соображениями не исключается преподавание в специальных школах некоторых общеобразовательных предметов, отчасти с целью дополнения знаний, приобретенных в школах общеобразовательных, а главнейше для лучшего их утверждения.

В-третьих, изложенные соображения вовсе не исключают из общей системы образования тех из существующих ныне заведений, которые соединяют в себе специальное обучение с общим образованием. Если такие заведения с успехом действуют и относятся к отраслям промышленности, имеющим важное значение для местности, если заведения сии основаны с некоторыми особенными (преимущественно благотворительными) целями и, наконец, если степень общего образования и специальных знаний и умений, в них сообщаемых, взаимно согласованы и стоят не ниже, чем объем их, приобретаемый в приготовительной и специальной школе соответствующих степеней общего плана, то смешанные школы имеют полное право на существование, несмотря на то, что в них обучение некоторым предметам общего образования падает на время, которое в школах общего плана преимущественно назначается на приобретение специальных знаний и наоборот, и несмотря даже на сравнительно большую дороговизну обучения, в них сообщаемого. Закрытие таких школ было бы крайне неудобно, представляя собою не оправдываемую значительными выгодами ломку существующих учреждений, к которым в большей части случаев население уже приспособилось; постановка каких-либо препятствий для частных лиц в устройстве подобных школ на собственные средства тоже не может найти себе оправдания в изложенных соображениях. Наконец, могут быть особенные, временные и местные условия, где даже основание вновь смешанных школ окажется удобнее и будет лучше соответствовать главным потребностям, чем учреждение системы отдельных училищ для общего и специального образования. Во всех подобных случаях надлежало бы только регулировать план обучения в таких смешанных школах сообразно со степенью предполагаемого в них промышленного образования и с общими началами нормального плана.

Согласно с изложенными соображениями во всем следующем принято начало отделения общего образования от специального и применено к образованию рабочих, мастеров, торгово-промышленных деятелей, техников и инженеров.

Карл Юрьевич Цируль 1857-1924

Карл Юрьевич Цируль — педагог, методист трудового обучения. Педагогическую деятельность начал народным учителем в Дундаге (Курлянской губернии). Уже опытным учителем поступил в Петербургский учительский институт. После его окончания был оставлен в институте в качестве преподавателя труда и методики его преподавания.

К. Ю. Цируль положил начало подготовке учителей народной школы для преподавания ручного труда. Обстоятельно и критически изучив передовой зарубежный опыт трудового обучения, создал оригинальную методику преподавания труда в общеобразовательной школе, был неутомимым пропагандистом введения трудового обучения в общеобразовательной школе, рассматривая этот предмет как важнейшее средство общего образования, развития и воспитания молодого человека, подготовки его к жизни. Сочинения К. Ю. Цируля «Ручной труд в общеобразовательной школе» (СПб1894), «Памятная записка о введении и преподавании ручного труда в СПб учительском институте» (СПб., 1910), его выступления и доклады на различных съездах являются оригинальными работами по вопросам трудового воспитания и его методики. После Великой Октябрьской социалистической революции К. Ю. Цируль работал в школах Ленинграда и в педагогическом институте им. А. И. Герцена.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование