Системы измерения

Август 31, 2015 By: admin Category: Разное

Системы измерения, основанные на методах суммированных оценок, обычно содержат десятки и даже сотни признаков, каждый из которых оценивается по ранговой шкале. В простейшем случае это дихотомическая оценка «да» — «нет», «выполнил» — «не выполнил». В шкале социальных установок часто используется пятибалльная система ранговых оценок ответов. Иногда для оценки качества выполнения заданий целесообразно использовать трехбалльную систему.

Когда система оценки результатов определена, вся совокупность первоначально подобранных заданий, вопросов и др. признаков предлагается некоторой выборке испытуемых, чтобы на основе их результатов определить пригодность или непригодность признаков для измерения. Таким образом, в отличие от методов суждения, где критерием ценности служит содержание признака» методы суммированных оценок используют статистический критерий. Проверка качества обычно содержит два или более циклов: первый обычно имеет «разведывательный» характер, во время последующих определяются все основные показатели качества шкалы, которые публикуются вместе со шкалой.

Основным статистическим показателем пригодности или непригодности признака для шкалы является его различительная С дискриминантная) способность — степень, при помощи которой признак способен различать противоположные по уровню измеряемого свойства группы. Чтобы вычислить этот показатель, необходимо каким-то способом сформировать такие группы с разным уровнем измеряемого свойства. Это нетрудно, когда имеется внешний критерий — некоторый уже апробированный способ определения по крайней мере ранговых уровней развития измеряемого свойства. В измерении знаний это может быть глубокой индивидуальной проверкой, в задачах отбора — результатами практической деятельности испытуемых и т.п. Применением внешнего критерия, по которому обычно очень сложно и трудоемко измерять данное свойство, мы узнаем, в какой степени можем заменить эту методику более простой и общедоступной.

Но в большинстве случаев не существует достаточно надежного внешнего критерия. Тогда приходится удовлетворяться внутренним критерием, основу которого составляет принятая исследователем теоретическая концепция. Если эта концепция верна и основная часть подобранных признаков соответствуют ей, тогда члены обоих групп отбираются по суммарному баллу. В зарубежной практике распространен так называемый 27-процентный предел групп испытуемых с высоким и низким уровнем свойства. Это означает, что из всей обследованной выборки в группу с высоким уровнем свойства отбирается 27% испытуемых с высшим суммарным баллом, а в группу с низким уровнем свойства — соответственно испытуемых с низшим суммарным баллом. Первоначально было предположено, что в случае нормального распределения этот предел является оптимальным для целей определения различительной способности признаков. И хотя впоследствии оказалось, что довольно широкое изменение пределов групп мало влияет на показатель различительной способности, в зарубежной практике он сохраняется, так как к этому пределу приспособлена техника вычисления.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование