Взаимные отношения

Сентябрь 03, 2015 By: admin Category: Разное

Не принимая в соображение других исчисленных выше обстоятельств, то наиболее простым, на первый взгляд, средством к решению такой задачи было бы создание отдельных школ, для соответственного приготовления к каждой из рассмотренных степеней промышленной деятельности, причем учебный план всякой такой школы заключал бы в себе обучение всем предметам общего и специального образования, необходимым для соответствующей степени промышленной деятельности, а равно и соображенные с нею и с родом промышленности практические занятия.

Но такая постановка дела, в виде общего плана, была бы неправильною; при ней специальное обучение вышло бы из связи с системою общего образования, которое потерпело бы существенный ущерб вследствие ослабления своего прямого отношения к жизни.

Кроме сего, подготовление поступающих на промышленное поприще деятелей в школах, соединяющих общее образование со специальным, обходится всегда дороже, чем при посредстве школ, в коих такое слияние не имеет места. В каждом училище, из числа поступивших в него, всегда оказывается известный, вообще говоря, очень заметный процент таких, которые не в состоянии окончить курс по недостатку ли способностей, или вследствие внешних неблагоприятных условий и обстоятельств. При отделении общего образования от специального большая часть тех, которым суждено отпасть, не окончив начатого образования, покинут его еще в общей школе, и затем в специальное училище поступят лишь те, относительно которых есть более или менее основательная надежда, что они закончат свое специальное обучение соответствующей степени; а как это специальное обучение, с одной стороны, стоит дороже общего, а с другой стороны, имеет цену только при законченности, то при отделении общего образования от специального количество расходов, падающих на каждого ученика, оставляющего школу ранее окончания курса, приходится меньшее, чем в случае слияния обоих родов обучения.

Наконец, нельзя не иметь в виду, что многие составные части общего образования одинаково необходимы для всех производств и отраслей промышленности; мало того, они одинаково необходимы для всех родов человеческой деятельности. Если бы обучение таким общим началам было соединено в данной местности со специальною школою известного производства, то уроженцы этой местности, имеющие в виду или судьбою предназначенные действовать в другой отрасли промышленности, вынуждены были бы или вовсе оставаться без всякого образования, или с самого раннего возраста искать его далеко от того места, где находится их семья, все близкие люди и где сосредоточены их нравственные и материальные интересы, или же наконец (что, конечно, в большей части случаев и имело бы место) искать своего образования в училищах, назначенных для такой специальности, которая им в практической жизни вовсе не потребуется; а из такого положения дела проистекает многообразный вред:

а) отнимается у юношей на обучение ненужной им специальности время, которое с гораздо большею пользою они могли бы употребить для приобретения чисто практических знаний и умений посредством прямого занятия и работы в соответствующих промышленных учреждениях;

б) специальные теоретические и практические занятия школы затрудняются и задерживаются известным числом учащихся, для которых эти занятия бесполезны, а вследствие того увеличиваются расходы школы и уменьшается польза ее специальных занятий для остальных учащихся так как практические занятия для надлежащего успеха требуют по возможности немногочисленного состава участников;

в) является присутствие в школе учащихся, которые сознательно относятся с полным равнодушием к известным предметам обучения, а такое условие действует вообще на школу крайне деморализующим образом.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование