Замечания о влиянии промышленной системы

Сентябрь 02, 2015 By: admin Category: Разное

…Население всякой страны воспитывается и формируется существующими в ней основными условиями, и характер низших слоев населения Великобритании формируется в настоящее время главным образом условиями, создаваемыми ремеслами, промышленностью и торговлей; руководящим же принципом их является стремление к достижению непосредственной денежной прибыли, и перед ним уступают остальные соображения. Люди неуклонно воспитываются в стремлении покупать дешево и продавать дорого, а для достижения успеха в этом искусстве все стороны должны научиться приемам обмана; таким образом, во всех группах населения, участвующих в указанных видах деятельности, порождается умонастроение, гибельное для открытой, честной искренности, без которой человек не может дать счастье другим или самому им пользоваться.

Однако, строго говоря, ответственность за этот недостаток в человеческом характере должна приписываться не отдельным лицам, которые им отмечены, но всесокрушающему влиянию системы, при которой они воспитывались.

Влияние ничем не ограниченного принципа наживы сказывается еще более плачевно на трудящихся классах, на тех, кто занят в промышленном производстве, потому что большинство его отраслей более или менее неблагоприятно влияет на здоровье и нравственность взрослых людей. Между тем родители, не колеблясь, жертвуют благополучием своих детей, направляя их на те виды работ, которые вызывают заметное ухудшение их умственной и физической конституции в сравнении с тем, чем она могла и должна была бы быть при системе предусмотрительной и гуманной.

Не больше 30 лет тому назад самые нуждающиеся родители разрешали своим детям лишь с 14-летнего возраста приступать к регулярной работе, и были в этом правы; к этому периоду своей жизни дети приобретают при помощи игр и физических упражнений на открытом воздухе нормальную, здоровую конституцию. Если даже не все дети были тогда посвящены в книжную науку, то они получали гораздо более полезные знания в домашнем хозяйстве, с которым не могли не быть хорошо знакомы в 14-летнем возрасте; когда они вырастали и становились сами отцами семейств, эти знания оказывались для них более полезными (поскольку они помогали им экономно расходовать свой заработок), чем половина их заработной платы при современных условиях.

Надо помнить также, что 12 часов в сутки, включая время на отдых и еду, считались тогда достаточными для максимального использования силы самых крепких взрослых людей; надо еще заметить, что местные праздники гораздо чаще отмечались раньше в большинстве районов королевства, чем в настоящее время.

В то же время люди обычно воспитывались под воздействием землевладельца в навыках, создававших взаимную связь интересов между сторонами, благодаря чему даже самый приниженный крестьянин рассматривался обыкновенно как принадлежащий к почетной семье и являющийся членом ее. При таких условиях низшие слои населения пользовались не только значительным благополучием, но имели даже нередко возможность заниматься здоровым, разумным спортом и пользоваться развлечениями; в результате они были сильно привязаны к тем, от кого зависели; свою работу они делали охотно, а взаимные добрые услуги связывали обе стороны крепкими узами, которым способствует сама природа человека, склонного рассматривать других как друзей, находящихся в несколько иных условиях, чем он сам; слуга часто пользовался более прочным благополучием и большими удобствами, чем его хозяин2.

Сравним это положение вещей с положением низших слоев населения в настоящее время, когда натура человека складывается в тех условиях, какие имеют место теперь, при новой промышленной системе.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование