Методы суждения

Август 31, 2015 By: admin Category: Разное

Основаны на предположении, что мнения экспертов о суждениях, выражающих измеряемую социальную установку, или об ответах на учебное задание будут распределены по нормальному закону. Эти методы ценны тем, что эксперты учитывают содержание словесного выражения или практического действия, что затруднено при статистических методах.

Сама оценка экспертами может быть осуществлена разными способами, и в зависимости от этого названы методы суждения. Пользуясь методом парных сравнений, эксперты сравнивают каждую возможную пару суждений или ответов и одному из членов пары отдают предпочтение относительно измеряемого свойства. Метод ранжирования требует, чтобы эксперты все предложенные суждения расположили по степени важности, а ответы — по степени правильности. Эти оба метода возможны, когда число оцениваемых объектов небольшое. При бблыпем количестве оцениваемых объектов целесообразнее пользоваться методом представляющихся равными интервалов и методом после довательных интервалов.В обоих методах от экспертов требуется распределить все оцениваемые суждения или ответы на несколько (7, 9, II) групп, начиная с самого низкого ранга и кончая саыым высшим. Разница между этими методами только в том, что в первом случае эксперты должны стараться группировать на возможно более равные (в их представлении) промежутки, во втором — такого условия нет, от экспертов требуется только расположить группы по рангу. Сама техника обработки результатов для разных методов отличается немногим, поэтому сошлемся только на метод последовательных интервалов.

Этот метод предполагает, что ранговые группы, на которые разделяются все оцениваемые объекты, охватывают весь интервал оценок измеряемого свойства. На этом интервале границы каждой группы устанавливаются так, чтобы все распределения мнений экспертов о каждом оцениваемом объекте были подчинены нормальному закону. Для упрощения также предполагается, что дисперсии равны единице (это предположение чаще всего оказывается допустимым). Тогда достаточно подсчитать частоты р экспертов, которые поместили данное высказывание не выше каждой из ранговых групп, и по таблице нормального распределения найти соответствующие значения независимой переменной х. Более подробно с этой техникой читатель может познакомиться в литературе.

Методы суждения полезны в построении шкалы социальных установок, в случаях открытых ответов на коллизионные ситуации, учебные задания и т.п. В подобных случаях свободные ответы группирует и оценивает обычно сам исследователь, но это все же слишком субъективный способ; опора на мнение мюгях экспертов более приемлема.

Иногда исследователей смущает большой разнобой в мнениях экспертов. Но именно разнобой содействует получению «весов” оцениваемых суждений, ответов и т.п. Более осторожные исследователи могут считать полученные «веса” не оценками по интервальной шкале, а по ранговой, и все возможные суждения или ответы разделить на несколько ранговых групп. Это обычно делается в тех случаях, когда исследователь не уверен, что все возможные варианты ответов были предложены экспертам, или когда оценка экспертов служит в качестве первичной оценки для последующего шкалирования.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование