Нужно ли систематически изучать технику?

Июль 23, 2015 By: admin Category: Интересное.

Технике

Форда мы стали противопоставлять технику деревенского ремесленника. Какими методами изучают у нас индустриальную технику? Ремесленник изучает ее, выполняя ту же работу на заводе и наблюдая за тем, как работают другие, следовательно, с большей потерей времени и большей затратой труда, чем обычно, и лишь частично выполняя намеченную задачу. В профессиональных школах систематически изучают все ремесло, даже если некоторые приобретенные познания могут пригодиться только несколько раз в течение всей жизни, а может быть, и некогда. Система Тейлора — Форда способствует созданию нового типа квалификации и технического искусства, ограниченного определенными заводами и даже машинами или моментами производственного процесса.

Нормативная грамматика, если рассматривать ее абстрактно, может быть признана изолированной от живого языка, имея своей задачей обеспечить изучение всего механизма языка и создание условий, позволяющих ориентировать в лингвистической среде (см. мою заметку об изучении латинского языка в классических школах)

Если грамматику исключают из школьной программы и не выпускают грамматических учебников, то грамматику никак не исключить из реальной жизни. Можно лишь исключить организованное и объединенное вмешательство в изучение языка. Можно исключить участие народной массы в изучении культурного языка.

Высшие слои говорят по традиции на своем языке, передают его из поколения в поколение. Этот процесс начинается с первого лепета ребенка, продолжается под руководством родителей и потом в течение всей жизни — в беседах (с наставлениями вроде: «говорят так», «нужно сказать так» и т. п.). Действительно, грамматику учат всегда (подражая образцам, вызывающим восхищение, и т. д.).

В позиции Джентиле значительно больше политики, чем думают, много бессознательной реакционности, что, впрочем, не раз уже отмечалось по другому поводу. В этой позиции отражена вся реакционность старой либеральной концепции, претворен лозунг «непротивления», который, однако, не обоснован так, как у Руссо (Джентиле— больший последователь Руссо, чем полагают), т. е. не сопряжен с борьбой против бездеятельности иезуитской школы, а превращен в абстрактную, внеисторичес- кую категорию.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование