Школа ссыльных

Июль 23, 2015 By: admin Category: Интересное.

Дорогой3, 2 января 1927 г.

…нас уже шестьдесят, из них 36 товарищей из различных местностей, больше всего из Рима. Наша школа уже начала работать, она разделена на несколько курсов. 1-й курс (1-й и 2-й классы начального образования), 2-й курс (3-й класс начального образования), 3-й курс (4-й и 5-й классы начального образования), дополнительный курс, два курса французского языка (низший и высший), курс немецкого языка. Курсы составлены в зависимости от специфики предметов и могут быть сведены к некоторому точно определенному объему (по грамматике и по математике); поэтому, например, ученики начальных курсов посещают лекции по истории и географии на дополнительном курсе. Мы попытались построить обучение по сложившемуся школьному порядку, учитывая тот факт, что ученики, даже если они и малограмотны, в интеллектуальном отношении все же достаточно развиты. Курсы посещают с большим прилежанием. Школа, которую посещают также некоторые служащие и жители острова, помогла нам избежать опасности деморализации, а опасность эта была очень велика. Ты не можешь себе представить, до какого состояния физического и морального одичания дошли обычные ссыльные…

Миланская тюрьма, 4 июля 1927 г.

Дорогой Берти4,

…я потерял всякий контакт с вашей средой и не могу представить себе, какого рода изменения произошли среди основной массы ссыльных. Мне кажется, что одна из наиболее важных задач, стоящих сейчас перед преподавательским составом, заключается в том, чтобы изучать, развивать и систематизировать педагогический и методический опыт. Только в результате такого рода непрестанных усилий и может быть создан тот тип школы и тот тип преподавателя, которого требует данная среда. Какую прекрасную и какую полезную книгу можно было бы создать на основе этого опыта! Поскольку моя точка зрения такова, мне трудно дать тебе какие-либо советы и еще затруднительнее снабдить тебя, как ты говоришь, целой россыпью «гениальных» идей. Я думаю, что «гениальность» надо выбросить на свалку и вместо нее следует применять метод самого тщательного изучения и использования опыта и самой беспристрастной и объективной самокритики.

Дорогой Берти, не думай, что я хочу обескуражить тебя или увеличить то смятение, которое, как ты пишешь, ты сейчас испытываешь. Я думаю, что в общих чертах школа должна состоять из трех ступеней (основ, так как каждая ступень могла бы подразделяться на курсы), третья ступень должна быть рассчитана на преподавателей или же на людей, стоящих на одном уровне с ними, и существовать скорее в виде кружка, чем в виде школы в обычном смысле этого слова. Каждый член кружка должен вносить свой вклад в качестве лектораили докладчика на определенные научные, исторические или философские темы и в особенности на темы, освещающие вопросы дидактики и педагогики. Относительно курса по философии я думаю — опять-таки только в общих чертах,— что изложение исторического материала должно быть сжатым и что следует делать упор на определенную философскую систему— на систему Гегеля, глубоко анализируя и подвергая ее всесторонней критике. Я бы ввел также курс логики (включая даже barbara, baralipton) и курс диалектики. Но мы еще поговорим обо всем этом, если ты мне снова напишешь. Дорогой Берти, передай привет от меня всем друзьям.

Дружески твой. Антонио.

147

Тюрьма в Тури, 25 марта 1929 г.

Дорогая Таня5, получил открытку от синьоры М. С., в которой она спрашивает, какие книги по философии я мог бы рекомендовать ее мужу. Напиши ей, что я не могу ответить непосредственно ей, что чувствую себя довольно хорошо и т. д. и т. п., что шлю самый сердечный привет ее мужу и т. д. Затем напиши ей следующее:

«Лучший учебник по психологии — книга Уильямса Джеймса, переведенная на итальянский язык и выпущенная издательством «Либрериа миланезе». Стоит она, наверное, дорого, так как до войны стоила 24 лиры. Пособия по логике, кроме обычных школьных учебников для лицеев, не существует. Мне кажется, что С. исходит из слишком схоластических критериев и заблуждается, полагая найти в такого рода книгах больше того, что они действительно могут дать. Так, например, психология почти совершенно отделилась от философии и превратилась в естественную науку, как биология и физиология; более того, чтобы глубоко изучить современную психологию, надо обладать обширными знаниями, особенно в области физиологии. Так, формальная, абстрактная логика находит сейчас мало приверженцев, разве только в семинариях, где основательно изучают Аристотеля и св. Фому. Что же касается диалектики, т. е. формы исторически конкретного мышления, то соответствующего учебника пока еще не имеется. По-моему, для того чтобы углубить свои знания по философии, ему следовало бы: 1) проштудировать хороший учебник по истории философии, например «Краткий курс истории философии» Гвидо ди Руджеро, и читать произведения некоторых классиков философии или хотя бы отрывки из них, выпущенные тем же издательством Латерца в Бари в серии «Маленькая философская библиотечка», в которую вошли избранные отрывки из Аристотеля, Бэкона, Декарта, Гегеля, Канта и т. д. с комментариями. Чтобы ознакомиться с диалектикой, ему следовало бы, хотя это и требует большого напряжения, прочесть какой- нибудь основательный труд Гегеля. «Энциклопедия» в великолепном переводе Кроче стоит теперь очень дорого — около 100 лир. Хорошая книга о Гегеле — это книга того же Кроче; только следует учесть, что в ней Гегель и гегелевская философия делают шаг вперед и два назад: преодолена метафизика, но в вопросе о связи между мышлением, с одной стороны, природой и исторической действительностью, с другой, заметно явное движение вспять.

Во всяком случае, вот путь, по которому, мне кажется, надо следовать: никаких новых учебников (достаточно книги Фиорентино), а вместо них — чтение и самостоятельное критическое освоение крупнейших современных философов». Мне кажется, что этого достаточно.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование