Абсолютизация псевдогуманистических мотивов воспитания

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Теоретики этого направления пытаются создать альтернативу репрессивной линии социальной адаптации молодого поколения. Но это ложная альтернатива. Ответы на острые вопросы взаимосвязей личности и общества индивиду предлагается искать в глубине своего «я».

Представители «гуманистической школы» уделяют большое внимание роли учителя, оценивая его как могучий рычаг морального и интеллектуального воздействия. В то же время они готовы аннулировать возможности воспитательного влияния учителя, поскольку оно якобы ставит под угрозу процесс «самореализации» личности.

Воспитательная программа «гуманистической школы» исходит из иллюзорной идеи гармонизации общества путем «самосовершенствования индивида». Несостоятельность ее становится очевидной и для многих буржуазных педагогов, включая и приверженцев «гуманистического» воспитания. Американский педагог Д. Майерс, например, отмечает, что жизнь вступает в- острый конфликт с программой воспитания «автономной личности»: «Почти все организации нашего общества представляют собой пирамиды власти. В гуманистическом обществе им необходимо быть более горизонтальными при политическом и социальном равенстве его членов… Но даже учитывая все возможные изменения, представляется маловероятным, чтобы такая гуманистическая обстановка возникла в обществе, в котором доминируют пирамиды власти» (82, р. 55).

Аналогичных взглядов придерживается и один из лидеров «гуманистического движения» — М. Фантинга (США). Констатируя кризис этого движения, он вынужден был признать несостоятельность его теоретических основ. «Если внимание индивида обращено внутрь самого себя, — пишет М. Фантини, — то он с неизбеж^ ностью отвернется от того, что находится во вне — от других людей и их проблем. Можно считать иронией,, что сосредоточение внимания на личности способствовало усилению процесса дегуманизации, фактическому обособлению людей друг от друга» (38, р. 400). Со- циально-критическая программа «гуманистической школы» остается лишь нравственным осуждением наиболее темных сторон капиталистической системы. Эта программа целиком вмещается в узкие рамки старых идей содиальной филантропии и благотворительности, кото- рые не могут преобразовать ни социальную действительность, ни практику воспитания и образования в капиталистическом обществе.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование