Что же предлагает Иллич взамен школы?

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

По его мнению, для получения образования вовсе нет необходимости обучаться в школе. В обществе должны существовать некие «открытые обучающие сети»; опирающиеся на различные учреждения. Особая роль придается общине, в рамках которой можно практиковать взаимное обучение с помощью личных контактов и на «неформальной» основе. Библиотеки, музеи и другие культурные учреждения возьмут на себя функцию школы и в сочетании с промышленными и прочими предприятиями, а также общиной станут «разветвленной и децентрализованной обучающей сетью». Таким образом, по мысли Иллича, индивид сможет получить настоящее образование, основанное на самообразовании и самостоятельном отборе объектов для изучения.

Анархистская критика буржуазной школы, при всей яркости описания ее пороков, не сопровождается чем-либо конструктивным и выходящим за рамки «зряш- него», по выражению В. И. Ленина, недиалектического отрицания. Советские исследователи и зарубежные марксисты убедительно доказали, что от «общества без школ», где государство по закону не имеет права нести ответственности за организацию народного образования, ни в коей мере не выиграют широкие массы трудящихся, для которых государственная школа со всеми ее очевидными недостатками и односторонней ориентацией на буржуазные ценности остается единственным местом получения систематического образования, без которого невозможен рост классового само-. сознания и полноценное участие в жизни общества.

Позиции «ликвидаторов» школы есть не что иноег как экстремистская критика слева, смыкающаяся с теми течениями буржуазной педагогики, которые гипертрофируют уникальность и неповторимость индивида и его интересов и предлагают, по существу, вариант безгранично индивидуализированного обучения.

Хотя идеи «ликвидаторов» и сторонников отмены обязательного обучения и не стали магистральной линией в развитии буржуазной школы, но как в самой школе, так и за пределами институционных рамок школы проводятся эксперименту в области «неформального^ образования. і

«Где должно происходить учение? — спрашивают авторы монографии «Проблемы среднего образования», изданной в 1976 г. в США. — На взлетной полосе аэродрома? В аквариуме? В мастерской художника? В вычислительном центре? В центре по лечению наркоманов? В больнице? В гостинице? В музее? У памятника национальной истории? В конторе? На вокзале? В магазине? На телестудии? В театре? В старинной усадьбе? На складе? В автомобиле? В зоопарке?». Все эти объекты используются как места для изучения и учения так называемыми «альтернативными школами>, а также программами «обучение действием» (action—learning). Такие школы и программы возникли в США в ответ на «растущую стандартизацию американской средней школы» и «забвение эмоционального, нравственного и социального развития» детей в результате реформ содержания образования, делавших главный упор на развитии познавательных способностей (7, р. 153, 154).

В конце 60-х гг. в США начали создаваться небольшие и поначалу частные школы, называвшиеся «свободными», «коммунальными», «школами свободы» и т. д. Получила распространение теория «открытого обучения». В городах создавались «общинные» и «альтернативные» школы, значительно вырос объем учебных занятий за пределами школы по программам «обучение действием». Этот отход от традиционных институционных рамок школы явился реакцией на «отрыв школы от внешкольного мира», «сегрегацию детей различных возрастных групп, с одной стороны, и детей и взрослых, с другой». Так критиковалась тогдашняя американская школа в докладах, опубликованных в первой половине 70-х гг. (72; 14; 16; 47). В докладах рекомендовалось всячески развивать альтернативные школы и поощрять «диверсификацию и плюрализм путей в мир взрослых», чтобы молодежь выступала не только в роли пассивных учеников, а «обучалась действием и на собственном опыте». К середине 70-х гг. насчитывалось более десяти типов альтернативных школ, в которых обучалось не менее полумиллиона учащихся.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование