Методы модификации поведения

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Применение «медицинского варианта» управления поведением учащихся рекомендуется для контролирования и торможения в стенах школы так называемых гиперактивных детей. В настоящее время сотни тысяч американских учащихся подвергаются с этой целью систематическому медикаментозному воздействию (59, р. 422). Включение фармакологических препаратов в разряд хотя и вспомогательных, но достаточно ординарных педагогических средств воздействия на личность отражает рост антигуманистического рационализма в теории и практике буржуазной школы. Этим глубоко обеспокоены те деятели образования США, которые сознают пагубность такой «педагогики». Американские специалисты по детской психогигиене Л. Гринспун и С. Зингер отмечают: «Нельзя нё испугаться той самоуверенности, с которой педагоги и фармакологическая промышленность способствуют внедрению в школы действующих на психику препаратов» (45а, р. 543).

Однако главной тенденцией антигуманистического рационализма в теории и практике буржуазной школы является педагогическая модификация поведения учащихся, имеющая основой своей бихевиористскую школу в психологии. По свидетельству американского педагога К. Боуэрса, «модификация поведения… дает наиболее -наглядный пример теории, в основе которой лежат посылки технократической идеологии» (27, р. 40). В рамках этой педагогической технологии учитель выступает в роли решительно действующего «модификатора поведения», который пользуется имеющимися в его распоряжении стимулами и подкрепителями для получения нужных результатов в воспитании и обучении, подобно тому как инженер пользуется соответствующими средствами и материалами для создания тех или иных сроружений. К. Боуэрс пишет: «Учитель берет на себя роль безличного технобюрократа, который якобы просто опирается на науку для выявления того лучшего, что заложено в каждом, и для искоренения нежелательного поведения» (27, р. 41).

Методы модификации поведения во все большей степени используются социальными институтами для контролирования инакомыслящих граждан. К. Боуэрс констатирует, что в «школах, тюрьмах, в армии, на работе методы модификации поведения используются для приспосабливания индивида к социальным требованиям…» (27, р. 43).

Сторонники этой педагогической технологии склонны рассматривать любой разлад личности с социальной действительностью как «поведенческую проблему, которую можно устранить путем разработки новой процедуры подкрепления» (27, р. 43).

Педагоги рационалистической ориентации убеждены в том, что именно методы модификации поведения обеспечивают действенное приспособление молодежи к капиталистической действительности. Интенсивная разработка этих методов стала одной из отличительных особенностей американской буржуазной педагогики последней четверти XX в., задающей тон в «мире образования» на Западе. Программы модификации поведения «применяются в самой разнообразной обстановке. Их сторонники указывают на быстро получаемые результаты благодаря таким методам формирования поведения, как использование похвалы, мягкого порицания, моделирования, а также условных («знаковых») подкрепителей» (75, р. 421).

Серьезный психологический анализ механизма воспитательного воздействия дает некоторые конкретные результаты, которыми не может пренебрегать педагогика. Так, крупный американский психолог «поведенческой ориентации» У. Бронфенбреннер отмечает: «За последние годы психологическими исследованиями установлено, что диапазон разнообразных стимулов, служащих «подкрепителями» поведения ребенка, далеко выходит за рамки традиционных представлений о поощрении и наказании» (6, с. 109).

Само понятие «модификация поведения» может интерпретироваться по-разному. Если понимать под ним преобразующее воздействие на сознание и поведение ребенка со стороны воспитателей, воздействие, осуществляемое в интересах общества и всестороннего развития личности, то такая модификация является естественным и необходимым результатом процесса воспитания. Однако западные педагоги, стоящие на позициях «рационалистического» воспитания, дегуманизируют этот процесс, вольно или небольно стремясь превратить школу в своего рода конвейер по «штамповке умов». Эффективность общественного воспитания они рассматривают прежде всего сквозь призму внешней выучки индивида в плане соблюдения им одобряемых буржуазным обществом норм и стандартов поведения и усвоения определенной суммы знаний, умений и навыков. Мотивированы ли поступки личности нравственно-этическими категориями или слепым конформизмом — этот коренной вопрос общественного воспитания западные «рационалисты» обходят. Свою задачу они видят в том, чтобы «натренировать» индивида на готовность сообразовывать свои действия и реакции с существующим социальным порядком. Этому должно быть подчинено и усвоение человеком знаний и навыков, выступающих как условие предоставления ему буржуазным обществом определенного социального статуса.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование