В психоаналитической педагогике

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Восприимчивость буржуазной педагогической мысли к лейтмотивам фрейдовского психоанализа объясняется прежде всего тем, что именно Фрейд выдвинул и развернуто сформулировал иллюзорные по своей сути идеи внутренней трансформации индивидуального сознания как единственного пути совершенствования человека и общества, отвергая альтернативу его коренного социального переустройства. Кроме того, в рамках психоанализа акцентируется роль межличностных отношений в процессе становления личности. Прослеживая влияние психоанализа в сфере воспитания, авторы одной из американских работ 70-х гг. не без иронии отмечали, что под его воздействием «тысячи людей взялись за работу в школах и детских садах, писали книги, конструировали игрушки, которые, как они надеялись, будут способствовать расширению или высвобождению фантазии детей» (28, р. 14).

Советские психологи и педагоги убедительно вскрыли необоснованность фрейдистской педагогической доктрины. Еще П. П. Блонский подчеркивал, что в ее рамках приходится сталкиваться с «множеством гипотез, в лучшем случае бездоказательных, в худшем фантастических, притом выдаваемых за безусловно достоверные» (6, с. 250). П. П. Блонский последовательно показывает несостоятельность одного из краеугольных оснований фрейдистского кредо, обращенного к педагогике,—учения о Сексуальной доминанте психического развития ребенка и так называемых психосексуальных стадиях онтогенеза личности.

В психоаналитической педагогике остро ставится вопрос о регуляции нежелательных — с точки зрения господствующих социальных «табу», предписаний и установок — импульсов и побуждений индивида. Педа- гоги-психоаналитики ориентируются на выявление глубинных мотиваций личности, ее «психобиографии», что остается вне поля зрения бихевиористской программы управления человеческим поведением. Проблемы контроля импульсов и влечений, лежащих в основе антисоциального и так называемого отклоняющегося поведе ния молодежи, наряду с их сублимацией, занимают центральное место в педагогике фрейдистского направления. Показательны работы одного из ведущих педа- гогов-психоаналитиков США — С. Ластмена. Он резонно указывает, что дети с задержкой в эмоциональноаффективном развитии «остаются под властью импульсов, неуправляемыми и неспособными построить взаимоотношения со школой. Они попадают в замкнутый круг: проблемы в учении — негативное отношение со стороны взрослых, — наконец, фрустрация как результат полного отсутствия или недостатка положительных эмоций и опыта успехов» (44, р. 22). По существу, он предлагает психотерапевтический путь оздоровления социальной жизни, .в том числе ситуации в сфере образования. С. Ластмен призывает педагогические круги сосредоточить усилия на нейтрализации «фрустраций» обездоленной части школьников как психологической основы их антисоциальных проявлений.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование