Существенное воздействие на буржуазную педагогическую мысль XX столетия

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Психологи экзистенциального направления, не говоря уже о неофрейдистах, отмечает один из наиболее авторитетных представителей «философии воспитания» в США Т. Брамельд, «признают первоначальное влияние Фрейда… В то же время они модифицируют большинство его концепций: так, в отличие от Фрейда, они отказываются рассматривать природу человека как полностью подчиненную инстинктам, в частности тем из них, проявлениями которых являются сексуальность и агрессивность. В противовес Фрейду, они придерживаются взглядов, согласно которым окружающая среда, в особенности социальные условия, оказывают по крайней мере не меньшее влияние на человека (24, р. 70). Проникновению идей психоанализа в американскую педагогику не помешало даже то сильнейшее воздействие, которое оказывает на нее бихевиоризм. Профессор Колумбийского университета Л. Кремин отмечает, что «истинно всепроникающее влияние фрейдизма на педагогику утвердилось скорее косвенным образом в результате постепенного принятия общественностью психоаналитического взгляда на ребенка» (33, р. 214).

Как известно, Фрейдом была нарисована по-своему яркая картина структуры личности, а также динамик» становления ребенка как в значительной мере невротического существа с последовательно сменяющими друг друга стадиями психосексуального развития. Согласно фрейдистской интерпретации, тонкий слой самосознания («Я») постоянно подвергается мощному давлению как со стороны бессознательных влечений, враждующих с требованиями общества («Оно»), так и со стороны морального сознания, совести, как интериоризирован- ных предписаний социального поведения («сверх-Я»). Эта фрейдистская схема мотивации личности гипертрофирует роль бессознательного. Выдвигается ложный тезис об изначально присущей человеку антисоциальности. По Фрейду, позади логики, идеалов и разума стоят их скрытые, но подлинные властители: слепые инстинкты и примитивные влечения (17, с. 184).

Однако в рамках психоанализа речь не идет о фатальной обреченности индивида оставаться игрушкой безотчетного. Соотношение между сознательным началом «Я» и бессознательным пластом психики «Оно» определяется тем, что человек подобен «всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, опираясь на заимствованные из внешнего мира силы». Как видим, Фрейд не отрицает полностью возможности влиять на человека извне, корректировать его поведение, а тем самым прямо адресуется к педагогике. Одной из его краеугольных посылок, наряду с вытеснением в бессознательное «недозволенных» влечений и порывов, а также травмирующих переживаний, стала концепция сублимации, или преобразования комплекса разрушительных и агрессивных импульсов в формы, контролируемые сознанием и одобряемые обществом. Сформулировав идею сублимации, которой Фрейд придал наибольшую четкость в установке «Там, где было «Оно», должно быть «Я», психоанализ тем самым прямо апеллировал к сфере воспитания.

Отмечая значительное влияние психоанализа на педагогические круги США еще в довоенный период, Л. Кремин констатирует, что «в ходе развернувшейся дискуссии определенные психоаналитические представления играли доминирующую роль. Учителей побуждали признать бессознательное в качестве реального источника мотивации и поведения, как своего, так и учеников. При этом основная задача воспитания рассматривалась как сублимирование в социально полезные формы бессознательных эмоций ребенка» (33, р. 209).

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование