Многопрофильность школы

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Добиться повышения эффективности «объединенной» школы, по мысли Конанта, можно путем увеличения расходов на образование, укрупнения мелких школ, усовершенствования системы элективных курсов в старших классах, усиления внимания одаренным учащимся. Конант подчеркнул при этом необходимость повышения роли обществоведческих дисциплин, которые должны изучаться всеми потоками. Он также одним из первых рекомендовал создание профессионально-технических программ для тех учащихся, которые не будут продолжать образование после окончания средней школы.

Таким образом, Дж. Конант, сыгравший видную роль в американском образовании на этапе критического переосмысления его дальнейшего развития, выступил за сохранение сложившейся «объединенной» школы, разделенной на потоки. Академические потоки, где учится около трети учащихся, имеют четко определенные программы и рассчитаны на подготовку к высшей школе. На практическом потоке программа также довольно четко определена и включает гораздо меньше основ наук, но больше утилитарных, предпрофессио- нальных предметов. На общем потоке, куда попадают учащиеся, которым консультанты по профориентации не рекомендуют академический или практический профиль, программа предусматривает довольно широкий выбор таких элективных предметов, как музыка, изобразительное искусство, физкультура и т. п., которые, имея очевидную самостоятельную ценность, ни в коей мере не могут заменить систематические знания по основам наук.

Элективная система в. «объединенной» американской средней школе предоставляет возможности углубления знаний по отдельным предметам, но она обеспечивает качественное образование лишь примерно трети учащихся, из которых до 80% являются выходцами из привилегированных социальных слоев. Такой вариант внешне демократичной «объединенной» школы закрепляет социальную дифференциацию, что отвечает стратегическим задачам государственно-монополистического капитализма. Именно поэтому в США реформы ограничились, по сути дела, модернизацией содержания образования по точным наукам, изучаемым в достаточном объеме лишь на академическом потоке, усилением роли идеологически важных общественных дисциплин в обучении всех учащихся и внедрением новых методов, и организации обучения, в том числе с помощью технических средств.

Следует сказать, что многие нововведения, преподносившиеся в свое время как «революционные», не нашли широкого распространения в массовой школе. Например, к концу 60-х гг. в США программу по физике, составленную десятилетием раньше ведущими учеными, выбирали всего 17% учащихся (38), «бригадное обучение» практиковалось менее чем в 15% школ, двухбалльная система оценки знаний («сдал» — «не сдал»)—в 2% школ (12, р. 62). Не стало всеобщей практикой и широко разрекламированное в свое время программированное обучение.

Таким образом, американская «всеохватывающая» школа в процессе модернизации методов обучения не претерпела значительных оргацизационно-структурных изменений. Но в период, когда американская концепция «объединенной» школы подвергалась резкой критике со стороны консервативного крыла государственных деятелей и педагогов, в Западной Европе, в частности в Англии, Швеции, а позднее во Франции, начались реформы школьной системы, заключавшиеся прежде всего в изменении организационной структуры по американской «объединенной» модели. «Проатлантически» настроенные европейцы склонны были видеть в американской школе один из главных факторов, обеспечивающих ведущую позицию США в капиталистическом мире, как об этом писал Ж.-Ж. Серван-Шрейбер в нашумевшей книге «Американский вызов» (61).

В Западной Европе реформа организационной структуры школьного образования затронула прежде всего неполную среднюю школу. Многопрофильность этой школы, бывшей до 60-х гг. конечным образованием для ^большинства детей трудящихся, позволяла осуществлять социальную селекцию в возрасте 10—12 лет и жестко ограничивать контингент учащихся в элитарной полной средней школе. Различные варианты «основных», «народных» школ, с одной стороны, и лицеев, грамматических школ, гимназий, с другой, в 60-е гг. в связи с резким ростом контингента учащихся, продолжающих обучение после основной школы, не смогли справиться со своими функциями. Тупиковые школы в их традиционном варианте стали явным анахронизмом и предметом всеобщей критики. В таких условиях перед правящим классом встала задача осуществить такую реформу среднего образования, которая бы при внешнем демократизме сохранила фактический дуализм в среднем образовании. Эту задачу буржуазия пытается решить путем создания «объединенных» .школ, внутри которых фактически сохраняются прежние принципиально разные направления учебы.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование