Современные буржуазные концепции организации общего образования

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Программированное обучение, исследуемое в русле данного направления педагогической технологии, прежде всего рассматривается в связи с анализом и переработкой учебного материала по специальной методике (разделение его на небольшие порции, включение заданий по проверке усвоения, предъявление ответа для- самопроверки, указание по дальнейшей работе в зависимости от правильности ответа), обеспечивающей активизацию познавательной деятельности учащихся. Эта методика получила отражение в создании значительного количества обучающих программ разной степени, сложности и длительности, от программ, рассчитанных на несколько часов, до полных программированных учебных курсов. Так, в Англии в 1972/73 учебном году было разработано и находилось в продаже более 2 тыс- названий программированных пособий (11), во французском каталоге за 1974 г. значилось более 300 названий программированных пособий.

Большинство программ разработано по математике,, физике и другим естественнонаучным дисциплинам. Есть немало курсов, рассчитанных на приобретение знаний в специальных областях (например, по бухгалтерскому делу, уходу за больными, фотографированию- и т. д.). Большая часть этих пособий строится по линейному принципу (ясе учащиеся идут одним путем, работая каждый своим темпом), меньшая — по принципу разветвленного программирования (в большей степени учитывающего индивидуальные особенности учащихся).

Из теоретических аспектов программированного обучения продолжает привлекать внимание проблема алгоритмизации обучения; при этом подчеркиваются две функции алгоритмов: опознавания и преобразования

(39). Рассматриваются различные способы оформления алгоритмов, приемы составления алгоритмов для описания действий, совершающихся по определенным правилам, что часто имеет место в профессиональном обучении.

В более широком плане анализируются вопросы обратной связи в обучении. Так, в статье «Таксономия педагогических подкреплений», опубликованной в 1979 г., авторы вычленяют десять групп (видов) подкреплений. В их числе — похвала, специальные награды значком, подарком, более интересные задания в учебном процессе, предоставление дополнительного свободного времени и т. п. (123).

Как уже отмечалось, многие проблемы педагогической технологии рассматриваются с ориентацией на индивидуализацию обучения либо в условиях школьного обучения, либо в учебных центрах с опорой на технические средства, а в будущем — с развитием и удешевлением видеотехники и ЭВМ — в домашних условиях.

Проблеме индивидуализации обучения, трактуемой как приспособление к уровню индивидуального развития учащихся, в последние годы стали уделять значительное внимание в связи с общим возрастанием интереса к этой проблеме в буржуазной педагогике в период, последовавший за провалом широко рекламировавшихся реформ 60-х гг. Индивидуализация обучения в буржуазной школе всегда была средством классовой дифференциации учащихся, средством урезывания объема и снижения качества образования, даваемого детям трудящихся.

Краткий обзор «педагогической технологии», главных направлений ее научной разработки и практической реализации в учебном процессе показывает, что исследователями в ведущих капиталистических странах делается немало интересного в этой области. Заслуживают внимания поиски наиболее эффективных способов: применения новейших технических средств обучения. Предпринимается попытка дать более глубокий анализ учебного материала и его усвоения в элитарных школах. Однако исследования далеки от массовой школы, в большинстве случаев не выходят за рамки «чистой теории» или лабораторных экспериментов.

В условиях резко сократившихся ассигнований на образование в капиталистических странах и усиления гонки вооружений все достижения педагогической и

технической мысли становятся еще более недоступными для школ, в которых обучается основная масса детей трудящихся.

Попытки буржуазных ученых преодолеть глубокий кризис образования в капиталистическом мире лишь с помощью «педагогической технологии», в отрыве от задачи коренной демократизации школы и прогрессивного обновления всех аспектов ее деятельности, неизбежна обречены на провал.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование