Программированное обучение

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Одной из таких относительно новых проблем, первоначально связывавшейся с разработкой теории и методики программированного обучения, является проблема анализа, детального описания и классификации целей обучения. Как известно, внимание к этой проблеме было привлечено публикацией книги Б. Блума «Таксономия целей обучения» (22), представляющей итог работы большой комиссии. В книге в систематизированном виде давался большой спектр возможных целей и задач обучения. Предлагаемая им систематика охватывала в основном два вида целей, связанных как с усвоением знаний, так и с выработкой интеллектуальных умений и навыков. В 70-х гг. стали появляться новые работы в продолжение этих исследований, выдвигаются предложения о классификации целей в некоторых других областях. Так, например, в работах, посвященных описанию целей в трудовом обучении, предлагается эти цели подразделять на три группы, предполагающие: 1) словесную демонстрацию; 2) демонстрацию физических действий; 3) проявление отношения. К целям первой (словесной) группы относятся умения вспомнить название, дать перечень наименований, изложить правило и описать явление; назвать требуемую последовательность действий (рассказать, как нужно выполнять действие); ответить на серию команд или указаний и т. д. К области физической демонстрации отнесены умения произвести опознание, т. е. указать на требуемый предмет, выполнить простое физическое действие, выполнить более сложное действие (сверяясь с инструкцией или по памяти), совершить специальные действия, требуемые ходом решения проблемы, определить приемлемость качества результатов совершенных физических действий. К области проявления отношения отнесены умения предвидеть последствия совершаемых действий и умение реагировать на возможные ситуации.

Подчеркивается, что при определении подобных целей необходимо предусматривать и то оборудование, которое нужно для демонстрации данных действий, указывать, можно ли пользоваться справочными пособиями и какими именно, а также отмечать, какие специальные условия или требования следует предъявлэть к физическим качествам обучаемых. Рекомендуется также составить пошаговый перечень действий (элементов операций), совершать которые должен уметь учащийся, а также дать указания о времени, отводимом на выполнение каждой операции или всего действия в целом, предусмотреть процент и характер допускаемых ошибок. В этой области сильно влияние бихевиоризма, а отсюда — разработка целей обычно дается в «поведенческих» формах:

Одним из направлений в разработке этой проблематики является подход к обучению как к процессу со многими переменными, которые в ходе обучения необходимо учитывать. Этот подход определился к концу 60-х гг. и получил довольно подробное отражение в ряде публикаций (32, 33). Он противопоставляется информационному подходу, где акцент де- лается на усвоение учебной информации, носителем которой является учебник, и воспроизведение ее при контроле достижения целей. Здесь же акцент делается на том, что в качестве конечных продуктов учения должны выступать «процессы» как особые интеллектуальные умения.

Под «процессами» же, совершению которых нужно обучать и демонстрации овладения которыми следует требовать при контроле достижения целей, понимаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, классификация, сравнение, уравнивание, оценка, определение последовательности, обобщение, абстрагирование, выведение заключения, предсказание, осуществление отбора и выбора, произведение проверки, интерпретирование, трансформирование, выражение в символах, и некоторые другие. Подчеркивается, что каждая из этих операций сама по себе является очень широкой и может быть подразделена на ряд более мелких конкретных операций.

Несомненно, вся работа, проводимая в области теоретического анализа и конкретизации целей обучения, определения интеллектуальных и трудовых умений представляет определенный научный и практический интерес. Подобный анализ нацеливает на создание развернутой основы как для программирования познавательных действий/ так и для разработки системы заданий, которые обеспечивают достижение намечаемых целей. Подробное же описание целей и интерпретации, их в формах внешнего проявления могут быть полезны для разработки методики формирования большого кру- ґа практических и интеллектуальных умений, требуемых задачами обучения.

Большое внимание в связи с разработкой проблем технологии обучения в русле этого направления педагогической технологии уделяется структурно-системному подходу как общенаучному методу исследования всех факторов, действующих на изучаемое педагогическое явление, которые необходимо учитывать перед принятием того или иного решения. В применении к обучению методика структурно-системного подхода связывается большей частью с принятием решений, касающихся как частных вопросов (например, выбора того или иного средства или метода решения, конкретной учебной задачи), так и более широких,, связанных с планированием всего учебного процесса или реорганизацией учебного заведения.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование