Целую тебя и детей, дорогая

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

С большим интересом прочел письмо, в котором ты пишешь о Делио; читая его, я смог составить себе представление об уровне его развития. Замечания, которые я выскажу по этому поводу, следует расценивать, разумеется, с учетом следующих обстоятельств, ограничивающих возможность верного суждения: 1) я почти ничего не знаю о том, как протекает развитие детей именно в тот период, когда это развитие представляет собой наиболее характерную картину их умственного и нравственного формирования, т. е. после двух лет, когда дети овладевают речью и когда они начинают в какой-то мере логически мыслить, не ограничиваясь уже одними образами и представлениями; 2) лучше всего судить о направлении воспитания детей может только тот, кто знает их близко и может каждый день следить за их развитием; но это при том лишь условии, что он не будет ослеплен своим чувством и не утратит, таким образом, верного критерия, предаваясь лишь эстетическому созерцанию ребенка, которого уже начинают рассматривать лишь как произведение искусства.

Итак, принимая во внимание оба эти соображения, сливающиеся, в сущности, воедино, мне кажется, что для своих лет Делио, судя по тому, что ты пишешь, очень отстал в умственном развитии, слишком инфантилен. Помню, в Риме, когда ему было два года, он «играл» на рояле, т. е. ассоциировал различную звуковую тональность на клавиатуре с голосами животных; так, цыплята были справа, медведь—слева, а в промежутке между ними — различные другие животные. Для ребенка, которому не было еще двух лет, такой образ действия является, конечно, естественным и нормальным, но в пять с лишним лет применение того же метода для ориентировки в пространстве, пусть даже неизмеримо большем (хотя и не таком уж большом, ибо четыре стены комнаты ведь лимитируют и конкретизируют это пространство), свидетельствуют об отсталости и инфантильности.

Я очень ясно помню, что, когда мне не было еще пяти лет, я, ни разу не побывав за пределами селения, т. е. имея очень ограниченное представление о пространстве, умел, однако, указать на карте страну, в которой я жил, имел представление о том, что такое остров, и находил его на большой карте, висевшей на стене, знал главные города Италии; иначе говоря, я имел представление о перспективе и трех измерениях пространства (а не только о направлении вообще),^о системе координат и о том, как следует ориентироваться, исходя из положения точек в этой системе: верх — низ, правая — левая, причем я воспринимал это как абсолютные пространственные величины, вне связи с положением моих рук. А я, думается мне, вовсе не принадлежал к числу рано развившихся детей, отнюдь нет. Вообще я заметил, что взрослые легко забывают свои детские ощущения, которые в определенном возрасте растворяются в целом комплексе других восприятий и ощущений, пронизанных то ли чувством сожаления, то ли ироническим отношением, то ли иным, искажающим детские восприятия чувством. Так, например, забывается, что ребенок умственно развивается очень быстро, впитывая в себя с первых же дней жизни огромное количество впечатлений, о которых он помнит даже спустя несколько лет и которыми он руководствуется в тот первый период, когда начинает более осмысленно рассуждать, т. е. уже после овладения речыо. Я не могу, разумеется, высказывать определенные суждения и делать какие-то обобщающие выводы из-за отсутствия достаточного количества конкретных данных; мне ведь почти ничего, чтоб не сказать совершенно ничего, не известно, так как те твои наблюдения, которыми ты со мной поделилась, никак не связаны между собой и не отражают процесса развития детей. Но из совокупности этих данных у меня создалось впечатление, что твоя концепция воспитания, как и концепция всей твоей семьи, слишком метафизична, т. е. она исходит из предположения, что в ребенке потенциально уже заложено все, что определяет характер и склонности взрослого человека, и что надо лишь помогать ему развивать то, что уже есть в нем в скрытой форме, не оказывая на него никакого давления и ничем не ограничивая стихийно развивающиеся задатки его натуры. Я же думаю, что человек сложился в ходе длительного исторического процесса и что произошло это путем принуждения (что следует понимать не только в смысле грубого внешнего насилия), думать иначе — значит впадать в некую разновидность трансцендентальной или имманентной философии. То, что принимается за скрытую силу, является на деле всего лишь комплексом бесформенных и неопределенных впечатлений и ощущений первых дней, первых месяцев, первых лет жизни — впечатлений и ощущений, которые отнюдь не всегда так уж благотворны, как хотелось бы думать. Концепция воспитания как разматывание некоего априори существующего клубка имела смысл, когда она противопоставлялась школе иезуитов, т. е. когда тем самым отвергалась еще более вредная философия; однако ныне такая концепция, в свою очередь, уже изжила себя. Отказываться от воздействия на формирование ребенка означает, по сути дела, допускать, чтобы его личность развивалась бесконтрольно, хаотично, впитывая в себя из окружающей среды все без разбора.

На все эти мысли меня натолкнуло твое письмо. Возможно и даже весьма вероятно, что какое-либо из моих суждений преувеличено или даже просто неверно. Воссоздавать на основе одной косточки целого мегатерия или мастодонта умел, как известно, Кюиье, но бывает и так, что из кончика мышиного хвоста создается… морская змея.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование