Педагоги и схемы обучения

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Буржуазная педагогика рассматривает индивидуализацию и дифференциацию дидактического процесса исходя из селективной функции школы, дуализма программ обучения. По мнению американского педагога- теоретика Ф. Коппиджа, индивидуализация обучения означает «уточнение и расширение этих функций, но- таким образом, чтобы было совершенно ясно, что отделение школы для подготовки в колледж продолжает существовать как таковое… и что профиль практической подготовки также продолжает осуществлять возложенные на него функции» (38, р. 27).

Педагоги, ориентирующиеся на бихевиористские -схемы, предлагают такую форму индивидуализации обучения, при которой учащимся отведена роль индивидуальных «рецепиентов» знаний, информации, умений и «навыков. Схематизм трактовки личности в обучении вызывает серьезные возражения со стороны буржуазных педагогов антропологической, или «гуманистической», ориентации, придерживающихся экзистенциалистского принципа уникальности и духовно-эмоциональной авто- | номии личности. «Гуманист» акцентирует внутренний мир ребенка, присущие только ему устремления, интересы и цели — то, то Дьюи называл субъективными условиями учебного процесса. Бихевиорист считает важ- і ным только внешний мир, объективные условия, знания или навыки, которые нужно приобрести», — фиксирует суть разногласий американский теоретик А. Браун (26, р. 264).

Как видим, при разработке современных дидактических концепций буржуазные теоретики опираются на различные, порою взаимоисключающие методологические установки. В этом находят отражение идеологические противоречия общего характера, обусловленные наличием технократических тенденций с консервативным уклоном, с одной стороны, и антитехнократически- ми псевдогуманистическими установками — с другой.

По-разному определяется и роль учителя. Для педагогов бихевиористского толка, как пишет американский педагог Б. Уолфсон, учитель—это «диагност, который с помощью различных тестов, специалистов в области содержания образования и консультантов определяет, какие знания, должен приобрести каждый ученик. Затем он предписывает и указывает, над какими заданиями и материалами тому надлежит работать.

В некоторых случаях учитель может во многом обойти эту процедуру, полагаясь на готовые учебные материалы и пособия. Однако в основном именно учитель принимает решения и планирует программу обучения» (130, р. 33). Педагоги антитехнократического направления считают, что «подлинная индивидуализация обучения, имеющая значимый характер для ученика, требует с его стороны значительной степени самоориентации і и самостоятельности выбора. При этом учитель выступает преимущественно как консультант учащегося и организатор среды обучения. Его роль состоит в том, чтобы содействовать учащимся в планировании и оценке учебной работы, стимулировать развитие их опыта, помочь им осознать альтернативы, когда они принимают решения, обеспечивать их различными учебными материалами» (130, р. 33).

Разногласия среди западных педагогов по вопросам индивидуализации обучения все более обостряются, ставя буржуазную школу перед новыми сложными проблемами. Если Б. Скиннер и его последователи отстаивают ( такую индивидуализацию обучения, при которой происходит непосредственное включение учащихся в систему программированного обучения с целью механического научения, развития до определенной степени тех или иных навыков, то их оппоненты — «гуманизаторы» выступают с позиций «свободы учения», отстаивают необходимость формирования индивидуальности, выявления в учебном процессе «уникальных» познавательных нужд.

Бихевиористская трактовка индивидуализации обучения оставляет в тени дидактические цели, связанные с развитием самостоятельности мышления, его гибкости, нестандартности. Не уделяется внимания психоэмоциональному аспекту учения. Приобщение к родной речи, например, изучение литературы, нередко рассматривается как процесс последовательной тренировки в индивидуальном темпе утилитарных навыков чтения текстов. Школа ориентируется на формирование индивида такого типа, который наиболее эффективно осуществлял бы отведенную ему функциональную роль. И чем лучше он к этому будет подготовлен, тем полнее выполнит свою задачу педагогика.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование