Неотомистская педагогика

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Претендующая на осмысление актуальных проблем воспитания и образования от имени всего христианства, выступает как теоретическая основа организации и деятельности десятков тысяч конфессиональных учебных заведений в капиталистическом мире. Ее влияние испытывают и многие «светские» буржуазные педагоги, в глазах которых неотомизм с его якобы «вечными» и «универсальными» принципами, выглядит как некое противопоставление иррационализ-, му и нравственному нигилизму новейших буржуазных философско-педагогических концепций.

Некоторые школы современного философского идеализма не создали собственных сколько-нибудь цельных педагогических доктрин. Было бы, однако, неверным игнорировать их при анализе связей между буржуазной педагогикой и философией. Разумеется, для исследова- теля-марксиста принципиально неприемлемо искусственно проецировать основополагающие тезисы той или иной философской школы на педагогическую проблематику и методом такой механической дедукции умозрительно «конструировать» соответствующую педагогическую теорию. Однако если влиятельное философское направление не имеет цельной педагогической доктрины, то представляет интерес рассмотрение его отдельных идей, касающихся сферы воспитания и образования, а также его принципов методологии научного исследования.

В этой связи охарактеризуем кратко формы и результаты воздействия неопозитивизма и экзистенциализма на методологические основы буржуазной педагогики. Ни та, ни другая философская школа не создала цельной системы педагогических взглядов, но обе они оказывают существенное влияние на формирование педагогического мировоззрения в капиталистических странах, на стиль мышления западных педагогов-теоретиков. Именно эти философские направления наиболее выразительно отражают две внешне полярные тенденции в оценке буржуазными мыслителями роли науки в современном мире: фетишизацию науки (сциентизм) и резкую критику науки (антисциентизм).

В последние десятилетия все явственнее обнаруживается ориентация ряда западных педагогов-теоретиков на неопозитивизм. Их внимание привлекает не только и не столько содержательная сторона этого философского направления, сколько его гносеологические установки и принципы методологии научного познания, так как неопозитивизм “претендует на то, чтобы выполнять функцию общеметодологической основы всей современной науки.

Некоторые приверженцы неопозитивизма, являющиеся крупными специалистами в области математики и естествознания (Дж. Мур, JI. Витгенштейн, Б. Рассел), действительно внесли определенный вклад в уточнение и систематизацию логических принципов и методических приемов научного исследования, показали широкие возможности применения математических методов, порой выступали против некоторых наиболее очевидных иррационалистских и псевдонаучных построений. Для педагогов представляет, в частности, интерес критика неопозитивистами фрейдистской концепции становления и развития личности как мифологического учения, а также осуждение религиозного воспитания (Б. Рассел). Но в целом для гносеологических установок неопозитивизма характерны фетишизация формального аспекта познания, непомерное преувеличение роли семантического анализа и математической логики. Именно неопозитивизму принадлежит философское обоснование фальшивой теории «деидеологизации» науки. Она несостоятельна и в отношении естественно-математического знания, поскольку идеологические и политические установки нередко оказывают существенное воздействие на профессиональную деятельность ученого-есте- ствоиспытателя. А общественные надки, в том числе и педагогика, конечно, гораздо теснее и непосредственнее связаны с идеологией. Наиболее общие педагогические взгляды и идеи, в сущности, целиком носят идеологический характер.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование