Теоретические основы дифференциации обучения в буржуазной школе

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Дифференциация обучения — одна из наиболее острых проблем, стоящих перед теорией и практикой образования в капиталистических странах. В ней своеобразно преломляются основные противоречия, присущие современной буржуазной педагогической мысли. Официальные круги капиталистических стран стремятся во что бы то ни стало сохранить и оградить привилегии социальной элиты в сфере образования. Известный педагог Э. Раймер (США) пишет, что начиная с самой первой, подготовительной ступени школы «регистрируются оценки и результаты тестов на интеллектуальную одаренность, и с этого времени почти закрывается дверь для тех, у кого они оказываются недостаточно высокими… По окончании начальной школы уже не приходится говорить о равных возможностях для тех, кто недостаточно преуспел для перехода в хорошую академическую среднюю школу» (97, р. 47). Недемократичность организации буржуазного школьного образования признают многие видные западные ученые. В книге «Кризис образования в современном мире» Ф. Кумбс пишет, что селективная политика «неизбежно склоняет чашу весов в пользу учеников, которым повезло с их родителями — образованными людьми, приобщившими детей к культуре и научившими их хорошо владеть родным языком». Он подчеркивает, что школы в условиях селективной политики «оценивают учащихся главным образом по их способности правильно излагать свои мысли, а это достигается в основном вне школы. Ребенок, который приходит в школу, умея говорить хорошим языком, с самого начала энергично продвигается вперед и по тем же причинам, вероятно, будет сохранять свое первенство на всех уровнях системы по сравнению с ребенком в равной мере смышленым, но выросшим в менее культурной среде» (3, с. 42—43). В 70-х гг. Дж. Брунер пришел к знаменательному выводу: «Моя работа в области обучения в раннем возрасте убедила меня в том, что наша система образования является не чем иным, как способом поддержания классовой системы. Она блокирует возможности детей с низким социально-экономическим статусом полноправно участвовать в жизни общества, причем осуществляет это уже в раннем возрасте и весьма эффективно» (29, p. XI).

Подобные высказывания, типичные для педагогов либеральной ориентации, подтверждают, что — одним иа .кардинальных организационных принципов буржуазной школы продолжает оставаться социально детерминированная дифференциация обучения. Она имеет мало общего с подлинным учетом познавательных интересов учащихся, ибо направлена на закрепление привилегий социальной элиты. Дифференциация обучения, основанная на антидемократических критериях отбора и распределения учащихся по неравноценным направлениям учебы, решает проблему неуспеваемости, как подчеркивает советский исследователь 3. А. Малькова, не путем совершенствования учебного процесса, а посредством перевода учащихся в поток с более низкими требованиями и менее насыщенной программой. К аналогичным выводам приходит В. Кинитц (ГДР). Он указывает, что при такой организации дифференцированного обучения в известной степени удается обойти проблему второгодничества, но не решить ее, так как уровень успеваемости большинства учащихся не повышается (46).

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование